— Мое сердце верит, что он меня не предаст, на то нет причины. — Разве для предательства нужна причина? Всегда надо быть готовым к худшему, даже от своих близких, тогда ты сможешь избежать многих разочарований.
"Викинги", эпизод 2х01 "Братская война", диалог Рагнара и Флоки
У нас сегодня ощутимо так поприлетало в районе обеда (далеко, но слышно, потому что слышно было всему городу). Поэтому, для уравновешивания войны, вот вам прекрасный пейзаж осенних Лофотенских островов.
- соблазненный императрицей Харальд вовремя не уехал из Константинополя, за что и поплатился, угодив в водоворот византийских политических интриг с убийством императора Романа и попыткой Георгия Маниака занять трон. Едва не расстался с жизнью (а дружная компания товарищей из Новгорода, включая афровикинга Кайсана, с жизнями таки рассталась), но смекалка и ярость его выручили из греческой темницы. Маниак мертв, Елена, она же Зоя, осталась единоличной правительницей, а Харальд возвращается на север; - Лейф отыскал на острове Корфу картографа и узнал от него, что рядом с Гренландией, возможно, есть некая земля, заставляющая морские течения поворачивать обратно, с запада на восток. Самое время тоже вернуться на север; - наконец-то показали Гренландию. Жаль, что суровых красот сурового края совсем чуть-чуть в кадр попало. Эрик Рыжий из "Вальхаллы" - это, естественно, не Эрик Рыжий из "Викингов", но тоже малоприятная личность. Фрейдис думала найти на родине поддержку, а пришлось бежать от родительской гиперопеки по-скандинавски обратно в Каттегат. Все дороги по-прежнему ведут в Каттегат, и пути главных героев снова сходятся; - немного лирики под конец: по предыдущим сезонам я думал, что отношения Кнуда и Эммы Нормандской можно описать как взаимовыгодные, но нет - за годы, прожитые вместе, королева Англии прониклась к супругу настоящими чувствами. Ее прощание с умирающим Кнудом и ее решение устроить для него после официальной погребальной церемонии в соборе похороны по скандинавскому обряду прямо-таки могут растрогать. Как говорится, любовь зла, полюбишь и норманна; - Годвин, притащив в Англию сына Кнуда от первого брака, Гарольда Заячью Лапу, поддержкой которого он заранее заручился, думал, что перевернул игральный стол и оставил Эмму в дураках. Но Эмма перевернула стол еще раз, моментально взяв пасынка в оборот и недвусмысленно намекнув, что согласна быть рядом с ним, и всячески помогать ему. Кого Гарольд выбрал между хитрым царедворцем и красивой женщиной? Неуместный вопрос =) - в Норвегии тоже произошел сеанс переворачивания столов. Сначала Магнус убил наследника, оставленого Кнудом - короля Свена, и его мать, бывшую супругу Кнуда, королеву Эльфгифу, и заявил свои права на трон. Затем со словами "что, не ждали?" явился Харальд, и напомнил, что после покойного Олафа править Норвегией должен он; - все три сезона в финальном эпизоде кто-нибудь непременно хочет убить Фрейдис. Вот и теперь Магнус Олафссен выдвигает Харальду условие: церковь не одобрит норвежского короля, покрывающего убийцу Олафа Святого. Мое согласие на тебя как соправителя в обмен на казнь Фрейдис. И естественно, будет обманут - Харальд согласится, но потом его люди и Лейф эффектно спасут Фрейдис прямо с костра, а Лейф попутно устроит в Каттегате грандиозный пожар, демонстрируя гнев старых богов; - немного лирики под конец, часть вторая. Последний разговор Харальда и Фрейдис перед тем, как расстаться навсегда, об их чувствах друг к другу и их сыне - это было очень трогательно; - момент, связанный с Винландом и оставшийся невыясненным: а чем, собственно, закончилось плаванье Уббе и Торви сотоварищи из последнего сезона "Викингов"? Там подразумевалось, что, раз уж с мирным сосуществованием у норманнов и индейцев получилось не очень, через какое-то время северяне вернутся в Исландию. Получается, за сто лет об их путешествии все напрочь забыли? - если оригинальные "Викинги" были сериалом с очень сильно растянувшимся эпилогом (историю вполне можно было закончить на походе Великой армии и завоевании Англии сыновьями Рагнара), то "Вальхалла" получилась сериалом без кульминации и финала. С чем у зрителя, имеющего представление о средневековой истории вообще и об эпохе викингов в частности, ассоциируются Эрик Рыжий, Лейф Счастливый и Фрейдис? С путешествием в Винланд, конечно же. А Харальд Хардрада? С походом на Англию и гибелью в битве при Стамфорд-Бридже, вскоре после которой прийдет Вильгельм Завоеватель и сделает то, чего не удалось Харальду - возьмет английский престол. Здесь же, несмотря на то, что сюжетные линии, начатые в первом сезоне, получили свое завершение, мы оставляем героев на пороге главных свершений в их жизни. Лейф и Фрейдис, наконец-то воссоединившись, уплывают в Гренландию, чтобы затем отправиться на поиски земли за морем, где растут золотые деревья. Харальд, бросив Магнуса в темницу, становится единоличным королем Норвегии. В Англии правление Гарольда Заячей Лапы не будет долгим, грядет новый виток дворцовых интриг и прекращение династии Кнютлингов - сыновья Кнуда Великого оказались гораздо слабее своего отца. В Нормандии подрастает будущий герцог Вильгельм. Все, что произойдет с ними в дальнейшем, могло бы стать сюжетом еще для одного, а то и двух сезонов, которых не будет (если, конечно, "Нетфликс" вдруг не передумают и не решат продолжить). Поэтому "Вальхалла" - не столько рассказ о великих событиях, сколько рассказ о том, что предшествовало великим событиям. Местами удачный, местами нет, но общее впечатление у меня скорее положительное.
- после событий второго сезона прошло семь лет. Харальд, Лейф и товарищи, с которыми они путешествовали из Новгорода в Константинополь, совершают подвиги в рядах варяжской гвардии византийского императора Романа, сражаясь с сарацинами на Сицилии, Йомсборг счастливо живет под руководством Фрейдис, наладив торговлю с Каттегатом, в Англии по-прежнему правят Кнуд Великий и Эмма Нормандская, хитроумный царедворец Годвин по-прежнему находится рядом с королем, а в Каттегате все так же сидят бывшая супруга Кнуда Эльфгифу со своим сыном Свеном Кнудссоном; - благодаря любви Лейфа к наукам (придумал, как проложить подкоп под городские укрепления, и заложил в него мину из собственноручно сделанного взрывающегося порошка), и отваге Харальда, одолевшего сарацинского эмира в поединке, варяжская гвардия берет Сиракузы. Император доволен, викинги ликуют, а Харальд ликует больше всех: награды за победу должно хватить для того, чтобы нанять войско и отправиться отвоевывать норвежский трон. Византийские же военачальники успехам северян, естественно, не рады, а особенно не рад командующий армией с романтическим именем Георгий Маниак (между прочим, совершенно реальная историческая личность); - стоило императору покинуть армию и отправиться в Константинополь, как Маниак устраивает массовое убийство жителей захваченных Сиракуз. Во-первых, чтобы избавиться от потенциально нелояльного населения, во-вторых, чтобы позлить викингов - для убийства он использовал огненный порошок Лейфа; - в Йомсборге появляется некий немолодой мужчина по имени Стигр, путешественник, целитель и мастер боевых искусств. Быстро ладит с Харальдом-младшим, сынишкой Фрейдис, с самой Фрейдис (с ней ладит настолько, что тем же вечером они оказываются в постели), а чуть позже спасает горожан от неминуемой гибели: какой-то мерзавец подкинул ядовитые грибы в муку, купленную накануне в Каттегате; - личность мерзавца выясняется довольно быстро. Магнус Добрый, сын Олафа Святого, спустя семь лет решил отомстить за отца. Сначала заслал своего человека в Каттегат, чтобы отравить муку, предназначенную на продажу йомсвикингам, а затем явился собственной персоной. Официально - выторговать останки своего отца у Фрейдис, фактически - расправиться с нею и остальными жителями Йомсборга; - датско-английско-нормандские семейные и династические дела все так же запутаны и скучны. В первой половине сезона эта линия порадовала только двумя сюжетами: во время визита в Рим король Кнуд произвел впечатление на папу Иоанна XIX и убедил его, что с королем викингов лучше дружить, прикончив кардинала-интригана, пытавшегося вести политические дела церкви за спиной понтифика, и Годвин, отправившийся на родину жены, в Данию, лихо помахал мечом, отбивая нападение вендов на местное празднование летнего солнцестояния. Не только интриговать горазд. Ну и Вильгельма, будущего герцога Нормандии и будущего Завоевателя, показали. И Свен Вилобородый, расспрашивающий Годвина о том, каким оружием сражается папа римский - это было очень весело; - после трагедии с гибелью жителей Сиракуз Лейф впал в депрессию, испытывает сильнейший экзистенциальный кризис и покидает своих товарищей. Единственное, что греет ему душу - найденный в библиотеке Сиракуз фрагмент карты каких-то неведомых земель. Библиотекарь-араб сказал, что карту эту составил человек, живущий в Греции на острове Корфу. Туда Лейф и направляется, попутно спасая от разбойников случайно встреченную монахиню и помогая ей восстановить церковь. Разговор с монахиней о вине и прощении - как раз то, что нужно было Лейфу для того, чтобы побороть депрессию; - Елена, дочь вождя балтов, которую во втором сезоне Харальд и Лейф сотоварищи транспортировали в Константинополь, теперь византийская императрица Зоя. Но, несмотря на новое имя и высокий статус, о своих чувствах к Харальду она не забыла, и у них вспыхивает бурный и опасный роман. Император их однажды едва не поймал; - Ярослав Мудрый нанес визит в Константинополь. Попросил у императора Романа воинов, чтобы разогнать печенегов в приднепровских степях (император дал ему варяжскую гвардию), напомнил Харальду, что трон Норвегии сам себя не завоюет и рассказал, что Фрейдис теперь правит Йомсборгом; - Магнус со своим походом угодил в такую же ловушку, что и его отец. Горожане сделали вид, будто в Йомсборге никого нет, все умерли от отравления, сами укрылись в засаде, а в нужный момент захватили ладьи, на которых приплыли враги, забросали войско Магнуса камнями и отбыли восвояси. Отбыли потому, что Фрейдис посетило видение: пора покидать Йомсборг и искать землю, в которой растут золотые деревья. Сам Магнус остался жив, но людей у него теперь можно пересчитать по пальцам одной руки, кораблей нет и осталась ему только бессильная злоба.
"Квинтессенция". Рисунок rotting_reign. По словам автора, вдохновлен различным блэк-металом (Paysage d'hiver, Evilfeast, альбом "Panzerfaust" Darkthrone, Bekëth Nexëhmü) и пейзажами Юлия Клевера.
Амалия всегда любила смешивать стили, но новый альбом Myrkur эклектичен даже по ее меркам: дарквейв, синтвейв, фолк, металл... И все это зачастую соседствует в одном и том же треке, как в "Like Humans" и "Mothlike", где Амалия поет в фолковой манере под синтвейвовую электронику, а на фоне, за этой электроникой, жужжат примоченные гитары и стучит бластбит. Правда, надо отдать бессменому лидеру Myrkur должное: все эти фрагменты совмещены так, что ощущения звукового винегрета не возникает. А вот чего здесь нет - так это блэка; скрим появляется буквально в паре моментов где-то на заднем плане, бластбиты иногда звучат, но вообще металлическая составляющая альбома - это пафосный пэган/викинг в духе Månegarm или Moonsorrow, только короче раз в надцать. И акустики с народными мелодиями а-ля "Folkesange" нет, вся фолковость создается исключительно вокалом. Но, что самое главное, то, за что лично я люблю Myrkur, и что Амалия умеет создавать вне зависимости от того, в каком жанре записана ее очередная работа, никуда не девается: атмосфера Севера, прекрасной в своей суровости природы, холодных морей и холодных небес.
- никаких доказательств того, что Йорундр убил Фрейдис, кроме окровавленного платья, так и не нашли, но его все равно приговорили к отсечению руки и изгнанию. А изгнание в варианте "отправить на лодке дрейфовать по морю" практически равносильно казни, только растянутой по времени; - беженцы спасли Фрейдис от гибели в лесу, выходили и не выдали Харекру. Чего-то подобного стоило ожидать: для язычников-переселенцев она - фигура еще более культовая, чем для коренных йомсвикингов. А вот вопрос со свержением Харкера Фрейдис решила примерно так же, как в незапамятные времена Рагнар Лодброк решил вопрос со свержением ярла Харальдсона: если явиться к викингу и вызвать его на поединок, то какой викинг посмеет отказаться? Его же трусом потом все честить будут; - особых иллюзий по поводу того, что женщина, не так давно перенесшая тяжелые роды, запросто одолеет опытного воина в поединке, я не питал. Ждал, что, когда Фрейдис будет на краю гибели, кто-то из йомсвикингов не выдержит и прикончит Харекра - копьем ткнет, например. Почти так и получилось, только не выдержали почти все, и не копьем ткнули, а камнями забросали, наглядно проиллюстрировав известное выражение "Если ты плюнешь в общество, оно утрется; если общество плюнет в тебя, ты утонешь"; - теперь Фрейдис может строить общество всеобщей справдливости и языческий Город Солнца =) Главное, чтобы никто из соседей не пришел захватывать этот оплот скандинавской вольницы - как, собственно, в конечном итоге с историческим Йомсборгом и произошло; - в Англии эрл Годвин по итогу всей истории с то ли реальным, то ли инсценированным покушением на королеву Эмму, в качестве компенсации за умученную невесту, получил возможность жениться на Гите Торкельсдоттир, родственнице короля Кнуда. Теперь его дети смогут, в случае чего, претендовать на английский престол. Кажется, этого Годвин и добивался изначально, и ради этого пожертвовал бедняжкой Эльфвиной; - Днепр в сериале похож на реальный Днепр примерно никак (откуда там водопаду взяться-то, на равнинной реке?), экранные пейзажи похожи на приднепровские степи тоже примерно никак, но сам по себе эпизод с предолением водопада ладьей Харальда и компании весьма эффектно снят. Ну и для дальнейших событий по сюжету просто необходима была какая-нибудь экстремальная ситуация с остановкой, а иначе зачем разные персонажи постоянно повторяли об опасности, исходящей от печенегов, если бы герои просто проплыли мимо них? - кстати, а то, как миновали Киев, осталось за кадром: ни словом никто не обмолвился. Впрочем, по шестому сезону "Викингов" мы помним, что экранный Киев стоит где-то в степях, где никакого Днепра в помине нет =) - у Лейфа и Марьям любовь. Ожидаемо, все к тому шло. И столь же ожидаемо, что Марьям скоро умрет от чахотки. Не везет будущему покорителю Винланда с любимыми женщинами, что ж поделаешь. А вот заинтересованные взгляды Харальда и Елены друг на друга - это неожиданно. Что же, чудская княжна в последующих сезонах будет играть роль исторической Елизаветы Ярославны aka Эллисив, или это такая же фантазия сценаристов, как роман Харальда и Фрейдис? - было интересно, как покажут печенегов. Оказались стереотипными жестокими кочевниками, сходство с реальными печенегами такое же условное, как у сериальной Руси с Русью исторической, только хан более-менее похож; - не без труда, но из столкновения с печенегами герои все же вышли победителями. А Елена-то - бой-девка не хуже Фрейдис; - Елена - невеста византийского императора? Н-да... А поближе, чем на берегах Балтики, базилевс себе супругу не мог найти? Ну да ладно, невеста - так невеста. Я так понимаю, в дальнейшем у них с Харальдом будет бурный и тайный роман, который в один прекрасный момент выйдет обоим боком; - конунг Олаф рыщущий со своими воинами вдоль берегов Померании в поисках Йомсборга и Фрейдис, отыскал лодку с Йорундром. Увидел на руке спасенного татуировку йомсвикинга, и моментально сообразил, что делать дальше: "Я не желаю разрушать город, я желаю лишь рассчитаться с Харекром за разбойничьи набеги на мои земли, и поставить тебя на его место" - и вот Йорундр уже не только показывает, как отыскать город, но и выкладывает, где слабое место в его обороне; - если бы Фрейдис не предложила Олафу переговоры, во время которых Йорундр увидел, что она жива, и узнал, что Харекра больше нет - Олаф вполне мог бы взять город. А так - началась игра, кто кого перехитрит. В итоге Фрейдис оказалась хитрее; - на масштабной битве в этот раз сэкономили: небольшой флот Олафа был изничтожен с помощью подожжённого масла. Ну, хоть поединок конунга и Фрейдис был. А Олаф-то перед гибелью напророчил - его по сей день почитают как святого; - второй сезон заканчивается на пороге новых событий, но без клиффхэнгеров. Харальд, Лейф и их спутники добрались до Константинополя, Фрейдис стала главой Йомсборга, в Англии грядет очередной виток дворцовых интриг. До встречи в январе 2024 года, так сказать.
- "Князь, работорговец, слепой печенег, учительница, два мошенника и дворянин в лодке на полозьях. Что же здесь может пойти не так?" - иронично произнес Ярослав Мудрый, глядя на отправляющихся по пути из варяг в греки Харальда и Лейфа сотоварищи. И перекрестился =) Компания в самом деле подобралась разношерстнее некуда: полный набор народов, рас и религий; - то, что слуга чудского князя - это на самом деле не парень, а девушка, было понятно еще с первого появления ее в кадре. А вот откуда у балтов в десятом веке имя Екатерина? Впрочем, а откуда в Новгороде десятого века арабская женщина-астроном, разгуливающая с непокрытой головой, распущенными волосами и в европейском наряде? Ну да ладно, в очередной раз напоминаем себе, что сериал у нас не строго исторический, тем более, что героини сами по себе неплохо получились; - судя по всему, здешняя Марьям - это такая отсылка к реальной исторической личности, Марьям аль-Иджлия из Алеппо, астроному и изобретательнице усовершенствованной астролябии. А Лейф оказался весьма способным учеником - так стараниями Марьям к концу пути гренландец Харальда в образованности обгонит =) - стремясь распутать тайну покушения на свою персону, Эмма Нормандская не придумала ничего лучше, чем замучить до смерти невесту Годвина, выпытывая у нее, что она знает о планах советника. Как оказалась, ничего. Но зато если раньше Годвин гипотетически мог иметь зуб на королеву и что-то замышлять против нее, то теперь он имеет на нее зуб совершенно точно; - языческая идиллия в Йомсборге предсказуемо оказалась с неприятными вещами за красивым фасадом. Попытка Фрейдис уравнять переселенцев в правах с йомсвикингами и установить всеобщие love and peace, пока Харекр в поход отправился, закончилась свирепой раздачей пинков во все стороны от Харекра, когда он вернулся. Еще и саму Фрейдис задумал убить, чтобы не вносила смуту тут; - из компании путешествующих по Днепру неприязнь вызывал только варяг-работорговец Гестер. В столкновении с разбойниками он предсказуемо проявил свою гадскую сущность, не собираясь помогать спутникам, за что предсказуемо же был выпилен своими невольницами при молчаливом согласии всех остальных; - а слепой проводник-печенег носит имя Куря. Привет историческому печенежскому хану, убившему князя Святослава, так сказать; - то, что из противостояния с Харекром Фрейдис выйдет победительницей - понятно, потому что она одна из главных героинь, и про сюжетную броню не забываем. Но вот как ей это удастся? Не устроит же она восстание беженцев против йомсвикингов, там силы явно неравны, и кончится это только горой трупов; - конунг Олаф собрался по следам Харальда и Лейфа. Пока что в Новгород, но что-то мне подсказывает, что, узнав о путешествии тех в Константинополь, за ними он не отправится. Предпочтет сперва набежать на Йомсборг и расправиться с Фрейдис.
- Свен Вилобородый, который, как мы помним, в финале первого сезона пришел на битву за Каттегат самым последним, разогнал всех, яко лесник из анекдота, и стал победителем, возвращается в Англию. Правителем Норвегии он оставляет Свена Кнутссона, юного сына Кнуда Великого, регентом при нем - его мать, королеву Эльфгифу, безнадежно проигравшую в борьбе за место рядом с Кнудом на троне Англии, а охранять их от мятежей новержских ярлов, которые почти наверняка воспоследуют - внезапно Олафа, которого только что взял в плен и едва не казнил. Очень неординарный ход, конечно. Правда, для обеспечения верности Олафа взял в заложники его сына; - а вот Олаф, получив свободу, повел себя очень предсказуемо, первым делом пообещав награду за головы Харальда Сурового, Лейфа Эрикссона и его сестры, а вторым делом - отправившись ловить их самолично; - йомсвикинги появились в повествовании. Зажигательные снаряды из корабельных катапульт, разогнавшие воинов Олафа - это было эффектно =) - пути троицы Харальд, Лейф и Фрейдис расходятся, и заканчивается романтическая линия между будущим королем Норвегии и дочерью Эрика Рыжего. Жаль, нравилась мне эта пара, но ничего не поделаешь: у Харальда в будущих сезонах практически неизбежны каноничные роман и брак с Елизаветой "Эллисив" Ярославной, Фрейдис тут никак не вписывалась; - кстати, судя по всему, Лейф вместе с Харальдом будет участвовать в его невероятных средиземноморских приключениях на службе у византийского императора, и в связи с этим крайне интересны два момент: когда Лейф с сестрой воссоединятся, и после чего все-таки решат сначала вернуться домой в Гренландию, а потом отправиться в Винланд; - английская линия с расследованием покушения на королеву Эмму в итоге, я так понимаю, должна вывести к еще большему возвышению хитреца Годвина, его браку с Гитой Торкельсдоттир и рождению Гарольда, будущего короля Англии. Но пока что за лондонскими дворцовыми интригами не так уж интересно наблюдать, увы и ах; - отвергнутая жена Эльфгифу и несостоявшийся король Олаф предсказуемо поладили: глупо отвергать союзника, который сам предлагает тебе дружбу. При этом не очень понятно, почему Эльфгифу называет Каттегат краем света и медвежьим углом - о городе еще с ранних сезонов "Викингов" постоянно говорилось, что он очень удачно расположен на перекрестке торговых путей; не зря ведь что в оригинальном сериале, что в "Вальхалле" за него постоянно воюют. А королева нос воротит, будто ее в Гренландию запихали; - Йомсборг на первый взгляд выглядит эдаким идеальным городом для приверженцев старой веры: бонды будут сеять хлеб, рыбаки - ловить рыбу, а йомсвикинги - защищать их и ходить в набеги, но что-то с самого начала вызывает ощущение подвоха во всей этой языческой Утопии. Например, четкое разделение "коренные - воины, пришлые - те, кто работает, кормит и одевает-обувает этих воинов". Только для Фрейдис сделали исключение из-за ее известности, и то, Харекр, предводитель йомсвикингов, предлагает ей стать жрицей, но явно не желает видеть ее воином; - после Руси в шестом сезоне "Викингов", которая на историческую Русь времен Олега Вещего походила примерно никак, было крайне интересно, каким покажут Новгород и Русь в Вальхалле. Ну что ж, на Русь времен Ярослава Мудрого она тоже похожа примерно никак =) Абстрактные наряды горожан, не очень отличающиеся от нарядов, к примеру, сериальных жителей Лондона, уличная толпа, которая по национальной пестроте скорее подходит Константинополю или любому средиземноморскому городу. Вот откуда в Новгороде целый десант торговцев из Африки, причем не из арабской, а из Черной? А африканский кулачный боец откуда? А китаец, открывший опиумную курильню? А почему дружинники Ярослава, при вполне славянской внешности, облачены в какие-то китайские доспехи, вооружены китайскими же алебардами и (для довершения эклектики), носят на голове западноевропейские шлемы-капеллины aka "железный колпак с полями"? А гостящий у Ярослава князь Чуди-эстонцев, который носит сербское имя Витамир? Эх... Ну хоть Ярослав Мудрый неплохо получился; - хорошо хоть здесь сценаристы не принялись ставить исторические источники в неудобную позу и не выдумали никакого похода Ярослава на Скандинавию для помощи Харальду в борьбе за норвежский трон. Выкручиваться Харальду придется самому; - чтобы завоевать корону Норвегии, нужна армия, чтобы снарядить армию нужны деньги, а чтобы заработать денег, Харальд принимает предложение чудского князя Витамира сопроводить его до Константинополя. Итак, у нас тут намечается полное опасностей и приключений плаванье из варяг в греки. Кстати, хотя бы с кочевниками из причерноморских степей сценаристы не налажали: как и положено для XI века, печенеги, а не хазары, не половцы, и уж тем более не монголо-татары; - считая оригинальный сериал, уже третий сюжет на тему "нет наркотикам!". Лейф, желая хотя бы в видениях встретиться со своей погибшей возлюбленной Лив, сходил в китайскую опиумную курильню, а потом едва не шагнул с крыши, потому что Лив звала его за собой в Вальхаллу. Хорошо, что не шагнул: в Вальхаллу-то самоубийца всяко бы не отправился.
- Лондон предсказуемо не устоял. Как войско викингов взяло город, если мост через Темзу был разрушен - кто его знает, но взяло. И, как и следовало ожидать, победители перегрызлись сразу же после победы. Потому что трон Англии только один, и его забрал себе Кнуд. Вместе с королевой Эммой Нормандской; - условная историчность сериала - палка о двух концах. С одной стороны - сценаристы обладают куда большей свободой, чем если бы они строго следовали написанному в источниках. С другой - вместе с историчностью порой теряется логика событий и логика поступков персонажей. Исторический Олаф Святой затеял войну с Кнудом Великим, желая вернуть себе норвежский трон, который Кнуд у него отнял. В сериале отношения между конунгами изначально были представлены так, будто Олаф - вассал Кнуда, и тому нет смысла сгонять кого бы то ни было с норвежского трона, Норвегия и без того ему подчиняется. Соответственно, экранные действия Олафа после того, как большинство северян покидает Англию, выглядят довольно-таки странно: отправлюсь-ка я в Данию, наябедничаю супруге Кнуда, что он в Англии себе новую супругу нашел, а потом зачем-то захвачу Каттегат, который в "Вальхалле" - что-то вроде города-государства со своим ярлом, не признающим ничьего сюзеренитета. Ну да ладно, воевать за Каттегат - это давняя традиция "Викингов" =) - юного короля Эдмунда викинги оставили в живых как марионеточного правителя, но прожил английский монарх недолго. Эрл Годвин, который здесь вполне историчный лукавый царедворец, незаменимый советник и правая рука всех, кто сидит на английском троне, подстроил ему неудачное падение с лошади - импульсивный Эдмунд вносил ненужый элемент хаоса в годвиновы политические интриги; - наблюдать за противостоянием примчавшейся в Англию старой супруги Кнуда (Эльфгифу, прекрасная саксонская женщина с характером) и новой супруги Кнуда (Эмма, прекрасная нормандская женщина с характером), делящих власть, пока общий супруг отбыл на войну, конечно, интересно: прямо искры летят; - еще один странный момент, вытекающий из условной историчности сериала: Свен Вилобородый, отец Кнуда Великого, здесь вполне себе жив и здравствует. И его тоже называют конунгом. Они что, с сыном вместе правят? =) В реальности-то, понятное дело, Кнуд стал королем после смерти отца и старшего брата; - сериальный Свен Вилобородый - квинтессенция брутального тру-викинга. Оч-чень колоритный персонаж вышел. Кстати, а ведь во втором сезоне оригинального сериала была такая Гуннхильда, супруга конунга Хорика, о которой скальды пели, что она убила Свена Вилобородого, когда тот напал на Геталанд, и был это очевиднейший ляп, потому что конунг Хорик жил на полтора века раньше Свена. Но второй сезон оригинального сериала был очень давно, поэтому ляп уже все забыли =) А вот с Эриком Рыжим оригинального сериала и Эриком Рыжим, который в "Вальхалле" не присутствует, но регулярно упоминается Лейфом и Фрейдис, поскольку он их отец, вариант только один: считать, что это разные Эрики Рыжие. С похожими биографиями но разным жизненным финалом, да =) - пока в Англии политические интриги, в Скандинавии локальная религиозная война. Фрейдис, оставшаяся в Каттегате, пока Лейф и друзья-гренландцы за морем сражаются, совершает паломничество к хорошо знакомому по оригинальному сериалу языческому святилищу в Уппсале, и сталкивается с главным антагонистом первого сезона. Ярл Карэ в детстве стал свидетелм того, как его брата принесли в жертву богам, возненавидел язычество, вырос, покрестился, собрал войско из фанатичных соратников и теперь изничтожает всех, кто поклоняется старым богам. Несмотря на то, что он как бы защитник веры, персонаж абсолютно инфернальный. И соратники у него выглядят не то как Дикая охота, не то как назгулы; - немного мистики подвезли. Фрейдис встречается с Провидцем из старых "Викингов", который появляется в "Вальхалле", и сто лет для него не помеха. По-прежнему слеп, мудр и говорит загадками; - еще раз порадовался динамичности нового сериала: предыдущие шоураннеры подготовку к битве за Каттегат и саму битву растянули бы на полсезона, а здесь меньше, чем за половину финального эпизода управились; - масштабная батальная сцена поставлена на заглядение. И да, хотя кровища хлещет, ощущения бессмысленного взаимного истребления нет, а вот чувство упоения воинской доблестью почти передается зрителю; - понимаешь, что у Лейфа и Фрейдис сюжетная броня (им еще в Винланд плыть), и у Харальда Сурового сюжетная броня (ему еще много приключений предстоит, а погибнет он не здесь и не сейчас), но все равно переживаешь за них во время финального боя. И да, поединок Фрейдис с Карэ - это было эпично; - а вот у сильной независимой женщины Эстрид Хакон, и у Лив, возлюбленной Лейфа, сюжетной брони нет, поэтому они геройски гибнут; - Олаф почти что победил: взял Каттегат, используя фанатиков Карэ в качестве тарана и сохранив собственное войско. Но тут, словно лесник, явился Свен Вилобородый с флотом данов. На этом первый сезон и заканчивается. Можно смело браться за второй; - кулнинг (шведская техника народного пения, что-то вроде вроде тирольского йодля), звучащий на фоне вступительных титров, поет Амалия Бруун из Myrkur, а в самом сериале, помимо собственно музыки Тревора Мориса, встречаются фрагменты из альбома Lustmord "The Word As Power".
- после событий оригинальных "Викингов" прошло примерно сто лет. История начинается с того, что Этельред, король Англии, приказывает истребить всех колонистов-данов, проживавших в его землях. Узнав об этом, Кнуд, король Дании, собирает огромное войско северян и отправляется мстить за убитых соплеменников. Под знаменами Кнуда идет очень разнообразная компания: Харальд Суровый, будущий король Норвегии, Олаф Святой, единоутробный брат Харальда и правящий король Норвегии, целая толпа ярлов, часть из которых по-прежнему язычники, а часть уже успела покреститься, и на этой почве они сильно недолюбливают друг друга; - волею судьбы в английский поход Кнуда отправляется и небольшая группка викингов из Гренландии: известный по "Саге о гренландцах" и "Сага об Эрике Рыжем" Лейф Эриксон сотоварищи; - изначально гренландцы вообще не собирались участвовать ни в каких грандиозных событиях: в Каттегат, где собирается войско Кнуда, они приплыли, разыскивая негодяя, который несколько лет назад обесчестил Фрейдис, сестру Лейфа. Негодяй оказался ярлом Гуннаром, близким другом Олафа Святого. Фрейдис прикончила его прямо на пиру, посвященном выступлению в поход, и едва не лишилась за это головы - убедительно доказать, что обесчестил ее именно Гуннар, было проблематично. В качестве виры с Фрейдис взяли участие Лейфа и его друзей в походе: Харальд Суровый разглядел в гренландцах, сумевших доплыть до Скандинавии через штормовое море, большой потенциал. Как показали дальнейшие события, не ошибся; - финансовые возможности у Нетфликс поболее, чем у Хистори, поэтому никакой камерности ранних сезонов "Викингов": в плане визуальном здесь сходу все дорого-богато и масштабно, на уровне "Викингов" поздних. Но при этом "Вальхалла" лишена тягомотины и занудства, которыми страдали поздние "Викинги", с динамикой и насыщенностью событями тут полный порядок; - а вот чего не хватает - так это привычных холодной зелено-сине-серой цветовой гаммы и любования северной природой; ее красоты мелькают только на фоне происходящих событий; - о Рагнаре, его сыновьях, Лагерте и их современниках вспоминают как о легендарных героях. Финальные сезоны оригинального сериала были проникнуты настроением того, что эпоха викингов заканчивается, но спустя сто лет никакого заката и в помине нет: все бодро ходят в походы, бодро сражаются и вот это все. Лодброк и Рагнарссоны чувствовали бы здесь себя как дома; - центральные персонажи "Вальхаллы" в харизматичности не уступают своим предшественникам. Смышленый парень Лейф, бой-девка Фрейдис, Кнуд и Харальд - отважные воины и достойные вожди... Разве что Олаф неоднозначное впечатление производит - крайне честолюбив, да еще и фанатичен с религиозной точки зрения. Впрочем, со стороны язычников тоже хватает фанатичных товарищей, так и норовящих сцепиться с соплеменниками-христианами; - поскольку это Нетфликс, без пресловутого диверсити никуда. За него отвечает Эстрид Хакон, правящая вдова ярла Каттегата, сильная независимая женщина с африканской прабабушкой в генеалогическом древе. Впрочем, персонаж сама по себе она приятный: эдакая многое повидавшая мудрая и спокойная тетка в возрасте. И играет ее шведка с африканскими корнями, джазовая певица Кэролайн Хендерсон - то есть, она и в жизни буквально афровикинг =) - а историчность у нас по-прежнему условная. В сагах ни слова о пребывании Лейфа и Фрейдис в Скандинавии и участии Лейфа в походе на Англию, сюжет сводит вместе правителей, живших в разное время, и так далее. Изучать историю средневековых Англии, Норвегии и Дании по сериалу по-прежнему не стоит; - король Этельред умер, оставив своего юного наследника Эдмунда и свою вдову, Эмму Нормандскую, разбираться с пылающими жаждой мести северянами, которые уже доплыли. Получилось так себе: викинги не стали биться лбом о крепостные стены Лондона, устроив Эдмунду ловушку с ложным отступлением и разрушив мост через Темзу за спиной у короля, а импульсивный и жаждущий победы Эдмунд с размаху в эту ловушку угодил; - четвертый эпизод, посвященный битве у стен Лондона, с точки зрения драматургии выстроен просто блестяще. Начинается он со флэшфорварда: Лейф приходит в себя после боя, среди мертвых тел на берегу Темзы, и до последней минуты зрителя держат в напряжении, удалось ли Харальду и гренландцам подрубить опоры моста за спиной у войска англичан, поддался ли Эдмунд на уловку Кнуда. Удалось и поддался. Лондон пока еще не пал, но король в плену у северян; - боевые сцены на высоте, и натурализма хватает. Стена щитов тоже есть, куда же без нее.
- приключения Уббе и его спутников в Винланде - самая красивая часть завершающих эпизодов сериала. Не знаю, где именно снимали натуру для американских сцен, на Ньюфаундленде, в материковой Канаде или где-то еще, но горы, леса и реки просто восхитительны. Настоящая отрада для глаз; - контакт со скрелингами на зкране получился куда более мирным и удачным, чем в "Саге о гренландцах" - никто никого при первой встрече убивать не стал, хотя обе стороны и схватились за оружие, оказавшись лицом к лицу. Торви-дипломат улыбнула =) Хотя все логично: женщина с ребенком на руках имела куда больше шансов успешно начать диалог, чем мужчина с оружием; - не знаю, насколько экранные индейцы получились похожи на исторических микамков; на мой взгляд неспециалиста - вполне. Без явной дичи в виде атрибутов откуда-нибудь с Великих Равнин. Единственное, что меня смутило - вождь-женщина; Разве у микмаков, да и вообще у алгонкинов таковые были? - едва микмаки упомянули о некоем "безумце", от которого узнали старонорвежские слова, и согласились отвести викингов к нему, я начал догадываться, о ком идет речь, ну а рисунки, вырезанные по дереву на пути к его жилищу, не оставили никаких сомнений. Да, это старина Флоки; я был рад видеть его ничуть не меньше, чем Уббе и Торви. Насколько несчастен он был в Исландии, наблюдая бесплодность попыток создать идеальную скандинавскую общину, и насколько счастлив оказался здесь =) - а Ивар-то не оставил своих честолюбивых планов. Когда Бескостный заговорил с Хвитсерком об этом, я уж было начал опасаться, что он прикончит Харальда где-нибудь в сумятице битвы, чтобы вернуться домой единственным претендентом на трон. Но нет, даже если у Ивара и были такие замыслы, он не стал их воплощать; - Харальд явно отправлялся в Англию за славной смертью на поле боя - Харальд нашел в Англии славную смерть на поле боя. Еще и успел напоследок убить врага, нанесшего ему смертельную рану; - финальное сражение (насколько можно судить, это очень условное экранное воплощение битвы при Этандуне, в которой Альфред Великий разбил данов Восточной Англии) производит такое же гнетущее впечатление, какое производили битвы, завершавшие первые части пятого и шестого сезонов, когда сыновья Рагнара боролись за власть между собой. Не торжество воинской доблести, а торжество смерти, взаимное истребление сражающихся, бесконечные кровь и грязь; - похоже, Ивар тоже понял, что ему суждена смерть на поле боя. Как сказал Провидец, явившийся Бескостному в видении накануне битвы, можно долго бегать от судьбы, но убежать от нее не выйдет. Младший сын Рагнара решил не бегать. Что ж, его гибель тоже была достойной; - в какой-то момент, когда на экране показывали сражающегося Ивара, фоном заиграла "In Maidjan" Heilung. Как большой любитель этих товарищей, категорически одобряю; - идиллия между индейцами и северянами не могла продлиться долго. Не было бы алчного Наада с его жаждой золота, рано или поздно произошел бы еще какой-нибудь конфликт. Хорошо хоть Уббе не стал выгораживать убийцу - норманны, конечно, лучше вооружены, но микмаки просто задавили бы их числом, дойди дело до столкновения; - "Мы не собираемся отдавать нашу землю вам во владение", - сказала Пекитаулет. Индейцы, конечно, дети природы, но не наивные овечки. Пока викингов немного, места в Винланде хватит всем, но что будет, если число пришельцев из-за моря начнет расти? Окончание путешествия в Винланд осталось за кадром, но наиболее вероятный его исход - это возвращение Уббе и Торви сотоварищи обратно в Исландию, как и у исторических викингов, плававших к берегам Америки; - ну а в Каттегате Ингрид руками одной из своих рабынь прикончила Эрика, неумело и запоздало пытавшегося устранить ее, и осталась единственной правительницей. Ирония судьбы - город, за власть над которым сражались начиная с первого сезона, в итоге достался бывшей невольнице, потому что все остальные потенциальные конунги либо мертвы, либо не претендуют на его трон. Впрочем, не думаю, что Ингрид в итоге задержится у власти надолго: это явно не Лагерта и не Аслауг ни по уму, ни по авторитету среди подданых; - Хвитсерк, похоже, единственный из центральных персонажей сериала, принявших христианство искренне, по зову души. Что ж, возможно, у него получится найти свое место среди саксов, коль уж среди соплеменников так и не вышло; - Альфред одержал самую важную победу в своей жизни и наконец-то окончательно повзрослел; - забавный момент: согласно первоисточнику в лице скандинавских саг и средневековых хроник, Харальд Прекрасноволосый и Ивар Бескостный умерли своей смертью, прожив долгую жизнь, Уббе погиб в очередном походе на Англию, Хвитсерк сгинул, либо пытаясь удержать власть в Гардарике, либо сражаясь там же с кочевниками. При этом в сериале все получилось с точностью до наоборот: в финале остались живы (и почти наверняка умрут своей смертью, прожив долгую жизнь) именно Уббе и Хвитсерк, а Харальд и Ивар погибли в битве; - Уббе, больше всех из сыновей Рангара похожий на отца, ведет беседу с Флоки о вечном на берегу океана. Круг замыкается и оканчивается экранная сага о Рагнаре Лодброке и его сыновьях. Пускай в последних сезонах было много неудачного и несуразного, но финальные кадры, пожалуй, лучшие из тех, что могли бы быть.