"Дозорная" эпопея, затеянная мною неделю назад, подошла к своему завершению. "Новый" наконец-то прочитан.
Еще до того, как я начал читать книгу, я примерно представлял, что мои впечатления от нее будут такими же, как от "Последнего дозора" - "Хорошо, но к прочтению не обязательно". Предчувствия не обманули: хорошо, потому что рано или поздно профессиональный писатель достигает такого уровня, когда не может написать плохую книгу - хотя бы за счет голой техники. Необязательно потому, что главная сюжетная линия, по большому счету, была завершена еще в финале "Дневного дозора": Антон и Светлана будут вместе, у них родится дочь, которая станет Великой Волшебницей, но мессией сил Света, способной одним махом осчастливить все человечество, ей не бывать. Последующие три книги раскрывают мир "Дозоров" с новых сторон (рассказ о природе силы Иных в "Сумеречном", структура Сумрака в "Последнем", тема пророчеств в "Новом") и читать их интересно, но ощущение того, что с таким же успехом в этой вселенной их могло бы и не быть, почему-то не покидает.
Что понравилось:
1) Спор Ласа и Антона о том, сможет ли Иной хотя бы сутки обходиться без магии в самых обычных делах вроде похода в супермаркет или возвращения домой с работы, и эксперимент Городецкого, поставленный на самом себе для того, чтобы убедить оппонента в том, что может.
2) История с очередным Светлым магом, захотевшим установить в стране социальную справедливость путем реморализации правящей верхушки. И сам термин, употребляющийся дозорными для обозначения таких случаев - "у него приключился Шухарт". "Шухарт" - потому что желание дать счастья всем даром. И чтоб никто не ушел обиженным, понятное дело.
3) Идея с полицейским Димой Пастуховым, который, не обладая ни малейшими магическими способностями, все-таки различает Иных, причем видит разницу между Светлыми и Темными (первые напоминают ему собак, вторые - волков). Взгляд на Иных глазами обычного человека, так сказать.
4) Флэшбэк из жизни Завулона в XVII веке очень неплохой вышел. За четыреста лет он ничуть не изменился
5) За "Последнего воина мертвой земли" и "Королевство кривых" спасибо. Мелочь, а приятно И за отсылку к горячо любимому мной "Planescape: Tormet": "В одной старой компьютерной игре злая ведьма имела обыкновение спрашивать встречных "Что может изменить природу человека?" и после с удовольствием убивала собеседника. Потому что правильного ответа не мог найти никто..."
Что не понравилось:
1) Первая часть (если не ошибаюсь, она ранее уже публиковалась в Сети под названием "Пророк и Сумрак") почему-то получилась слабее двух других. Настолько, что мне это прямо-таки бросилось в глаза.
2) Заявленная тема взаимоотношения Иных с религией (Лас, внезапно решивший покреститься, Арина, рассуждающая о посмертии для магов с точки зрения христианства) так и повисла, не получив своего логического завершения.
3) Высказанная возможность уничтожения Сумрака. Разрушение миров в фэнтезийно-фантастической литературе - это уже давно штамп и дурной тон, ИМХО.
4) То, что продолжение - оно скорее всего воспоследует. А продолжения, когда мир и персонажи уже раскрыты по самое дальше некуда, частенько не несут ни для героев, ни для мира ничего хорошего. Надеюсь хотя бы, что следом за "Пятикнижьем Антона" не будет "Пятикнижья Нади". Не Амбер, чай...
P.S. Перечитав все книги, ощутил сильное желание ругнуться в адрес фильмов: такая благодатная почва для экранизации, и так ее использовать... Впрочем, не буду о грустном. Несчастные фильмы в свое время не пнул только ленивый, а фэнтези у нас снимать не умеют и не любят, как известно.