"В это время в помещение вошёл Гэндальф. Он невозмутимо направился к Верховному Гоблину, энергично пресёк попытки охраны его остановить и заявил:
- Меняю вот этих отщепенцев на крутую игруху "The Lord of the Rings III". С руководством.
- Но... - Попытался было вставить своё начальственное слово Верховный.
- Никаких "но", - Проговорил голос сзади. - Мои ребята хакнули вторую серию уже две недели назад, им что-то делать надо. А то опять вирусы писать начнём. И никакой Лозинский не поможет, мы ведь в Средиземье..."
В. Румянцев, "Взхоббит или Путь в никуда"
Как и экранизаторы, разработчики компьютерных игр обратили свое внимание на Средиземье очень давно. Первыми произведения JRRT на мониторе в восьмидесятые годы воплотили Beam Software и Melbourne House (если кто геймер настолько старой закваски, что помнит постапокалиптическую стратегию конца девяностых "Krush, Kill 'n' Destroy" с красующейся в названии грамматической ошибкой - именно Melbourne House ее издали). Это были текстовые квесты "The Hobbit" (1982 год), "The Fellowship of the Ring" (1986), "The Shadows of Mordor" (1987) и "The Crack of Doom" (1990). Кроме того, в середине семидесятых Delta 4 и CRL Group выпустили "The Boggit: Bored Too" и "Bored of The Rings" - тоже текстовые квесты, только стебного характера. Все это многообразие игрушек выпускалось на кассетах и пятидюймовых дискетах для "ZX Spectrum" и тому подобных домашних компьютеров той далекой эпохи. Выглядят они примерно одинаково - текстовые описания локаций, статичные изображения в качестве иллюстраций к ним и управление при помощи текстовых же команд, вводимых с клавиатуры. Рисунки-иллюстрации по тем временам были очень неплохими, а движок понимал довольно-таки сложные фразы в качестве команд, и игры пользовались популярностью - "The Hobbit", например, к концу восьмидесятых разошелся более чем миллионным тиражом.
Продолжение В 1982 году компания Postern выпустила для все тех же "Спектрумов" аркадную игрушку под названием "Shadowfax" - в ней игровой процесс заключался в истреблении назгулов Гэндальфом, скачущем верхом на Светозаре/Сполохе/Тенегриве/Шэдоуфаксе =)
В 1987 году Melbourne House выпустили стратегию "War in Middle-earth", а Beam Software и Konami в 1991 году - еще одну стратегию "Riders of Rohan". В обоих играх существует два режима - глобальный, в котором игрок двигает армии по карте (ближайшая аналогия - игровой процесс в хорошо всем известных "Heroes"), и локальный - аркадные битвы героев против толп прислужников Темных Сил.
Существует также две игры - "Moria" Роберта Кенеке (1983 год) и "Angband" Бена Харрисона (1990), относящиеся к практически неизвестному широким массам, но благополучно существующему по сей день жанру "roguelike" (он же "рогалик") - двухмерные текстовые ролевки, в которых для отображения объектов используются символы из таблицы кодировки ASCII.
Все эти игры по сей день можно отыскать на разнообразных сайтах вроде "World of Spectrum" и "Old-Games.ru", но их внешний вид и игровой процесс скорее всего отпугнут нынешних игроков, так что интерес они представляют собой главным образом исторический.
Многопользовательские онлайновые игры по Средиземью тоже появились уже тогда. Это текстовые онлайн-ролевки (MUD - Multi User Dungeon) под названием "Elendor" (вышла в 1991 году), "Multi-Users in Middle-Earth" (1992) и "The Two Towers" (1994). Все они благополучно существуют по сей день.
Скриншоты:
The Hobbit:
The Fellowship of the Ring:
Angband:
Elendor:
War in Middle-Earth:
Riders of Rochan: