Несколько (как правило - от трех до шести) молодых людей, впервые взяв в руки музыкальные инструменты, раз в неделю собираются в гараже и оглашают окрестности звуками, практически неотличимыми от работающего автомобильного мотора без глушителя. Не будем слишком строги к ним, они только-только делают первые шаги. Пройдет время, и из этой ужасающей какофонии начнут проступать очертания песен, которым суждено войти в историю тяжелой музыки. Если, конечно, молодым людям хватит таланта и упорства.
Когда перед юными дарованиями впервые возникает перспектива выбраться из гаража и представить свое творчество кому-то еще кроме друзей, родных и соседей, вместе с перспективой возникает и проблема. А как им, собственно говоря, назваться? Все знают поговорку о прямой зависимости мореходных качеств яхты от ее названия. Для музыкальных групп она тоже справедлива. Удачно выбранное имя, конечно, не гарантирует творческих успехов и народной любви, зато неудачное усложнит дорогу к известности в разы. Ну кто захочет пойти на концерт или послушать дебютный альбом группы The Wankers ("Идиоты")? И тут выясняется, что все хорошие названия уже разобраны. И не по разу. Некоторых это не останавливает, поэтому в металлическом мире существует штук шесть Conquest, десяток Disgorge, два десятка вариаций на тему названия Сatharsis и не поддающееся исчислению количество групп Valhalla. Некоторым повторяться не хочется. Где можно отыскать себе хорошее имя, да еще и такое, чтобы подходило к музыке несмотря ни на какие стилистические изменения? В любимой книге, где ж еще =)
Раскрытие темы - под катомТолкиена металхэды любят давно и прочно. Песен по мотивам его творчества написано столько, что простое их перечисление займет не один десяток страниц. И названий групп, отсылающих к Профессору, тоже предостаточно. При этом существует определенный парадокс - самые известные металлисты-толкиенисты, вроде Blind Guardian, Summoning и Battlelore, носят совершенно нейтральные имена, напрямую к Средиземью не относящиеся. И напротив, у самых известных групп с толкиеновскими названиями творчества, посвященного Арде ничтожно мало, как у немецких дэстеров Morgoth, шведских мелодик-дэстеров Amon Amarth или легенд блэка Burzum и Gorgoroth. Варг псевдоним себе взял из JRRT, группу - Burzum - назвал на Черном Наречии, а из творчества его к Средиземью можно привязать только коротенькую инструменталку "Crying Orc" (как говорил сам Варг, она посвящена Гришнаку) да в "Beholding the Daughters of the Firmament" есть отсылки к песне Бильбо из второй части "Хранителей" ("I sit beside the fire and think of how the world will be when winter comes without a spring that I shall ever see..."). У Amon Amarth - песня одного названия с группой на дебютном альбоме. Посвящается, как легко догадаться, Ородруину. У Morgoth - вещь "Pits of Utumno" на ЕР "The Eternal Fall" в далеком 1990 году. У Gorgoroth - тоже одноименный с группой трек на альбоме "Antichrist".
Если же зарыться в энциклопедию Metal-Archives и прочие доступные источники поглубже, то обнаружится следующее.
Чаще всего названия из Профессора выбирают блэк-металлисты. За ними - пауэрщики, за ними - все остальные стили. При этом названия имеют тенденцию повторяться, а темные силы пользуются куда большей популярностью. Допустим, существует или существовал десяток групп с названием Morgoth и производными (Morgoth Bauglir, Morgoth Gates, Unholy Morgoth), восемь - Sauron, шесть - Balrog (плюс образовавшиеся шесть лет назад шведские блэкари с совсем уже диким именем Gimli Balrog), при этом Galadriel и Gandalf - всего по две, Feanor - один, а Manwe или Tulkas не назвался никто.
География очень велика, от Скандинавии до Аргентины. Везде, где играют тяжмет и читают Профессора. В Южной Америке очень много, кстати. Горячие латиномериканцы тоже любят JRRT.
Большая часть этих коллективов сгинула в безвестности, оставив после себя несколько демок, в лучшем случае - один альбом. Но это, конечно, нельзя назвать характерной приметой групп с толкиеновскими названиями. И в музыке вообще и в тяжелой музыке в частности на один коллектив, добившийся признания, приходится штук двадцать тех, кому удача не улыбнулась. При этом, как и со знаменитыми группами, у малоизвестных название из JRRT вовсе не означает наличия песен по книгам JRRT.
Оставив в стороне совсем уж гаражные ансамбли, среди более или менее известных можно назвать (помимо упомянутых выше Burzum, Gorgoroth, Amon Amarth и Morgoth):
Isengard - знаменитый блэк/фолковый проект Фенриза из Darkthrone.
Итальянские прогрессивщики/арт-рокеры Ainur. Еще одни широко известные товарищи, у них и концептуальный альбом по "Лэйтиан", и концептуальный альбом по "Нарну" был.
Аргентинские фолк-металлисты Tengwar, у которых пока что единственный полноформатник "The Halfling Forth Shall Stand" по мотивам первого тома "Властелина", но весьма достойный. Есть еще их тезки, хэви-металлисты из США, но их почти никто не знает.
Feanor - тоже аргентинцы. Играют хэви. Достаточно старая команда - с 1996 года существует.
Galadriel - словацкий готик-дум. Тоже достаточно известны и популярны как на родине, так и за ее пределами. Песен по JRRT две свои - "On the Wings of Gwaihir" и "Аrmies of Valinor", плюс кавер на блайндовскую нетленку "The Bard's Song (The Hobbit)".
Maglor - канадский блэк-метал, похожий на Summoning, только побольше гитар и поменьше клавишных.
Valar - финский блэк/эмбиент. Проект из двух человек, выпустивший три достаточно интересных альбома с текстами по Толкиену и по Dragonlance, а также несколько сплитов и демок. В середине двухтысячных тихо прекратили свое существование.
Azaghal - еще одни финские блэкари, но, в отличие от Valar безо всякого эмбиента и меланхолии. Музыка у них злобная и сырая, ближайшие аналоги - земляки из Horna, норвежцы Tsjuder или бельгийцы Enthroned. Широко известная в андеграунде группа, очень активные в творческом плане товарищи - у них множество полноформатников, еще больше сплитов и ЕР. Песен об Арде две, обе на заре творчества - "Hiljaisuuden Salit" (о Чертогах Мандоса) и "Mustamaa" (о Мордоре).
Питерцы Blackdeath, одни из первопроходцев русского блэка, на заре своего существования назывались Draugwath, а чуть позже - Black Draughwath.
В США некогда существовала хэви-металлическая группа Cirith Ungol, в начале восьмидесятых весьма популярная. У них на разогреве даже играла юная и еще никому не известная Metallica. А вот девушки с псевдонимом Шелоб в их составе замечено не было =)
Кстати, о псевдонимах. Взятых из творчества Профессора не так много, как названий, но их тоже есть. Самые известные здесь, бесспорно, единственный музыкант группы Burzum урожденный Кристиан Викернес, он же Варг, он же Граф Гришнак, и фронтмен Dimmu Borgir Стиан Томт, он же Шаграт. Кроме них можно еще вспомнить ныне покойного экс-басиста Graveland Грегора Юргелевича, носившего сценическое имя Кархарот, барабанщика Rotting Christ Темиса Толиса, в середине девяностых использовавшего звучный псевдоним Некросаурон (судя по всему, в честь Саурона эпохи Дол-Гулдура) и участников Maglor - Мэтта Циммермана (Берен Тол Гален), Джен Гибсон (Лютиэн) и Клинта Килмера (Драэндил).