Прочел "Что сказал табачник с Табачной улицы" - сценарий, на основе которого Алексей Герман снимал свой "Трудно быть богом". Сразу вспомнилась "Машина желаний", сценарий фильма по мотивам "Пикника на обочине", который потом стал "Сталкером". Здесь та же ситуация: "Что сказал табачник с Табачной улицы" отличается от повести, а фильм - и от того, и от другого.
Хотя от сценария он все же отличается меньше. Многое из того, чего нет в книге, но можно наблюдать в картине, берет свое начало именно с "Табачника". Вязкость-тягучесть повествования, невозможность разобраться в происходящем без прочтения первоисточника, натурализм, обилие грязи, крови и прочих выделений человеческого тела, изменение некоторых сюжетных линий (гибель барона Пампы, Арата Красивый, убивающий Ари (так здесь зовут Киру), решение Руматы не лететь на Землю, а остаться в Арканаре).
При этом в сценарии несколько иная композиция: здесь все начинается со сцены, когда дон Гуг и Кондор находят Румату после побоища в городе, присутствует эпизод с поездкой через Икающий лес и с книгочеем Киуном, пытавшимся бежать в Ирукан. Сцена с землянами в берлоге отца Кабани не оставляет впечатления такой всеобъемлющей безысходности, как в фильме, Уно более-менее похож на книжного, а не на того слабоумного мальчика, которого мы видим на экране. Вообще, диалоги и поведение персонажей (особенно второстепенных) куда осмысленнее. Нет реплик вроде "рыба любит молоко", разбивания доном Рэбой сырого яйца в сапог или беготни с коровьим черепом под крики "это вепрь Ы!".
Тягучесть здесь хотя бы немного разбавлена боевыми эпизодами, которые по идее должны были смотреться динамично. Во всяком случае, финальный бой Руматы с черными монахами по сценарию - это действительно бой, а не закалывание одного из них рогом на шлеме и последующее десятиминутное созерцание его агонизирующего тела.
Если кто-то еще не решил, смотреть ему германовский "Трудно быть богом", или воздержаться, то советую сначала взглянуть на "Табачника". Несмотря на наличие в нем моментов, которые не совпадают с фильмом представление о картине он дает.