"Тринадцатый воин" (The 13th Warrior)
США, 1999
Режиссеры Джон МакТирнан и Майкл Крайтон
Строго говоря, "Тринадцатый воин" - экранизация не самого "Беовульфа". Это экранизация романа "Пожиратели мертвых", написанного по мотивам "Беовульфа" Майклом Крайтоном (известен в первую очередь как создатель литературной основы "Парка юрского периода"). В "Пожирателях мертвых" рассказ ведется от лица арабского путешественника Ахмеда ибн Фадлана (реальное историческое лицо), которого судьба забросила в далекую Скандинавию. При написании сценария убрали все связанное с бытом и нравами северян, оставив только основную сюжетную линию.
ПродолжениеСнимал фильм Джон МакТирнан, режиссер, подаривший миру "Хищника", "Крепкого орешка" и "Аферу Томаса Крауна". Изначально картина называлась "Беовульфом". Когда работа над ней была практически закончена, Крайтон, выступавший еще и в качестве одного из продюсеров, посмотрел на то, что получалось, остался страшно недоволен, после чего взялся переделывать все собственноручно. Что-то досняли, что-то пересняли, композитора Грэма Ревелла заменили на знаменитого Джерри Голдсмита ("Омен", "Стар Трек", "Первый рыцарь", "Мумия" и еще огромное количество других саундтреков). Попутно у фильма изменилось название.
"Тринадцатый воин" - это попытка представить реальные события, которые могли лечь в основу "Беовульфа". Итак, Ахмед ибн Фадлан (его играет Антонион Бандерас) путешествует с караваном где-то в причерноморских степях. На караван нападают кочевники, от которых путников спасает внезапно появившийся корабль викингов. Ахмед знакомится с северянами и их предводителем, конунгом Бульвайфом. Чуть позже к Бульвайфу приезжает гонец, который приносит призыв короля данов Хродгара о помощи. На подданных Хродгара нападают какие-то злобные твари, и с этими тварями данам никак не справиться. Бульвайф зовет старуху-предсказательницу. Та раскидывает руны: поход Бульвайфа окажется удачным, если в нем примут участие тринадцать воинов, один из которых непременно должен быть чужеземцем. Как нетрудно догадаться, тринадцатым вызывается быть ибн Фадлан, и все тринадцать отправляются на далекий север...
Как уже говорилось выше, здесь история лишена каких-либо сверхъестественных элементов. Место Гренделя занимают вендолы, люди-медведи. Сначала герои считают их оборотнями, но когда удается убить нескольких из них, то выясняется, что это обыкновенные люди, только одевающиеся в медвежьи шкуры и поклоняющиеся медведю как своему тотемному животному. Дракона тоже как такового нет. Даны рассказывают об огненной змее, спускающейся с гор, но змея при ближайшем рассмотрении оказывается колонной всадников-вендолов, держащих факелы. Присутствует аналог матери Гренделя, но в ней тоже нет никакой мистики - это жрица вендолов, священная мать племени.
Но при этом дух фильма вполне соответствует духу поэмы. Бульвайф (Владимир Кулич) канонично изображен могучим и отважным воином, его спутники, несмотря на показную грубость, тоже очень достойные личности. Утонченный аристократичный Ахмед, несмотря на разницу культур, в конце концов с ними поладит, а расстанутся в финале они и вовсе добрыми друзьями. Хродгар (Свен Вольтер) - как положенно, мудрый правитель, тяжело переживающий испытания, выпавшие на долю его народа. Никаких попыток переложить вину на данов или их короля здесь нет и близко. Вот зло, вот герои, которые с этим злом борются, вот мирные жители, которых герои спасают от зла.
Визуально "Тринадцатый воин" оставляет очень приятное впечатление - северные пейзажи красивы, актеры играют пусть не гениально, но хорошо, а батальные сцены, которых здесь в изобилии, не превращаются в мешанину и мельтешение. Но при этом можно придраться к некоторым моментам, вроде гладко выбритых Ахмеда и Бульвайфа (с чего бы средневековым арабу и скандинаву брить бороду?) или женщин, ходящих с непокрытыми головами и распущенными волосами.
Музыка - надо ли говорить, что Голдсмит знает свое дело? И стилизация под восточные мотивы, и стилизация под классику в духе Вагнера прекрасны.
В разных местах приводят разные размеры бюджета "Тринадцатого воина", от 60 до 160 миллионов долларов. Независимо от того, которая из этих сумм ближе к истине, на фильм все равно потратили очень много денег. В прокате он собрал чуть больше 61 миллиона - значит, либо совсем провалился, либо едва себя окупил. Стоит ли говорить, что по этой причине создатели фильма не особо его любят? Ныне покойный Крайтон так и вовсе после "Тринадцатого воина" забросил режиссуру. В массах он тоже не шибко популярен, вспоминают его в основном из-за того, что там сыграл Бандерас. И напрасно не популярен, как по мне. Даже если не оценивать его как экранизацию "Беовульфа", это просто хороший фильм о викингах.
P.S. Те, кто любит Butterfly Temple, наверное, помнят вступление к акустической версии "Волков Одина" с альбома "Сны северного моря". Так вот, это сэмпл из "Тринадцатого воина" в русском дубляже.
Беовульф - экранизации, часть 3
"Тринадцатый воин" (The 13th Warrior)
США, 1999
Режиссеры Джон МакТирнан и Майкл Крайтон
Строго говоря, "Тринадцатый воин" - экранизация не самого "Беовульфа". Это экранизация романа "Пожиратели мертвых", написанного по мотивам "Беовульфа" Майклом Крайтоном (известен в первую очередь как создатель литературной основы "Парка юрского периода"). В "Пожирателях мертвых" рассказ ведется от лица арабского путешественника Ахмеда ибн Фадлана (реальное историческое лицо), которого судьба забросила в далекую Скандинавию. При написании сценария убрали все связанное с бытом и нравами северян, оставив только основную сюжетную линию.
Продолжение
США, 1999
Режиссеры Джон МакТирнан и Майкл Крайтон
Строго говоря, "Тринадцатый воин" - экранизация не самого "Беовульфа". Это экранизация романа "Пожиратели мертвых", написанного по мотивам "Беовульфа" Майклом Крайтоном (известен в первую очередь как создатель литературной основы "Парка юрского периода"). В "Пожирателях мертвых" рассказ ведется от лица арабского путешественника Ахмеда ибн Фадлана (реальное историческое лицо), которого судьба забросила в далекую Скандинавию. При написании сценария убрали все связанное с бытом и нравами северян, оставив только основную сюжетную линию.
Продолжение