Беовульф и Грендель (Beowulf & Grendel)
Канада/Великобритания/Исландия, 2005
Режиссер Стурла Гуннарссон
"Беовульфом и Гренделем" фильм назван не зря: Грендель здесь не просто антагонист, а такой же центральный персонаж, как и Беовульф. Ничего похожего на монстров из других экранизаций - выглядит он здесь как человек, только очень высокого роста, заросший волосами и обладающий недюжинной силой. В общем, натуральный тролль из скандинавского фольклора. Троллем его здесь и называют.
История начинается с того, что за несколько лет до основных событий даны убивают на глазах у маленького Гренделя его отца. Хродгар, отыскав Гренделя, сначала хочет прикончить и его, но потом оставляет в живых. Даны убираются восвояси, Грендель забирает на память голову родителя и уходит в пещеру. Расти и ждать своего часа. Когда час приходит, он начинает истреблять дружинников Хродгара, но не трогает самого короля. То есть идея из "Беовульфа" 1999 года о том, что люди сами породили свалившееся на их голову несчастье, повторяется, хоть и в несколько другой интерпретации.
Продолжение Грендель здесь не воспринимается как чудовище. Он вызывает не злость или отвращение, а жалость. Раз нет чудовища - значит, нет как таковой и победы над ним. Когда тролль приходит в Хеорот и убивает Хандскио, Беовульф бросается на него. Вроде бы, все по первоисточнику. Но дальше события на экране приобретают неожиданный оборот: вместо того, чтобы драться, Грендель спасается бегством. Убегая, неудачно прыгает с крыши дома, виснет на какой-то веревке, и, чтобы освободиться, сам отрубает себе руку отобранным у кого-то мечом. Почему он этим же мечом не перерубил веревку - непонятно.
С другими подвигами тоже не слишком удачно обстоят дела. Мать Гренделя присутствует, но поединок с ней занимает ровно пару минут. Старость Беовульфа, проклятый клад и дракон не упоминаются. Остается непонятным, почему, собственно, Беовульф великий герой.
В итоге Гренделю сочувствуешь, Хродгару и данам сочувствуешь, Беовульфу и гаутам тоже сочувствуешь. У всех своя правда, всех жаль. Главное ощущение после просмотра - досада от того, что неплохой, в сущности, тролль не может поладить с неплохими людьми.
Коль изменился сюжет, добавились и новые персонажи. Среди центральных таковых два. Во-первых, Сельма - ведьма, живущая неподалеку от поселения данов. С нею у Беовульфа выйдет некое подобие романа, а ближе к концу фильма выяснится, что и у Гренделя с нею было некое подобие романа. Более того, у нее даже есть ребенок от Гренделя. Во-вторых, отец Брендан - слегка комичный монах, приехавший с юга нести диким скандинавам свет христианской веры и даже достигший некоторых успехов на этом поприще.
Боевых сцен совсем мало, повествование течет плавно и неспешно. При этом продолжительность фильма - сто с лишним минут. С одной стороны, можно вдоволь налюбоваться на исландские пейзажи и на аутентичных северян (почти все актеры второго плана - из Скандинавии). С другой, наблюдая бесконечные хождения Беовульфа с дружиной по горам и долам в безуспешных попытках отыскать Гренделя, слушая столь же бесконечные диалоги между Беовульфом и Хродгаром, Беовульфом и Сельмой, Беовульфом и его спутниками, Хродгаром и отцом Бренданом, запросто можно заскучать. Недостаток действия очень явственно ощущается.
Роль Беовульфа досталась Джерарду Батлеру (кто не знает царя Леонида из "300 спартанцев"?), из других более-менее известных актеров отметились Рори Макканн (Пса из "Игры Престолов" тоже все знают) - здесь он играет гаута Бреку, Тони Карран (Хис-музыкант из "13 воина") - сыграл Хандскио, спутника Беовульфа, убитого Гренделем, и Сара Полли (Анна в "Рассвете мертвецов") - она играет ведьму Сельму.
Музыка Хилмара Ёрна Хилмарссона - любопытный и атмосферный неофолк без каких-либо откровений. Хорошо, но не особо запоминается.
Иногда можно встретить высказывания о том, что этот фильм - самый точный перенос поэмы на экран. Если встретите - не верьте =) Сюжет здесь изрядно перекроили, акценты тоже сместили изрядно. Кому-то может понравиться очеловеченный Грендель и увеличение градуса драматизма, кому-то нет.