Лесьяр, "Самосожжение"О замысле альбома "Самосожжение" Лесьяр впервые упомянул еще в конце 2012 года, после выхода сборника "Победа", подытожившего предыдущие двадцать лет его творчества. Как лидер Невиди говорил тогда, "он [альбом] будет несколько иным, нежели его предшественники, исключая, наверное, Крамолу, и являясь возможным ее продолжением, но в несколько ином виде и под другим углом зрения". Чуть позже Оксана Мельник добавила, что "проект "Лесьяр" воплотит самые необычные, жесткие, глубинно-личные и антисоциальные идеи участников".
Основу сольного проекта Лесьяра составляют те же люди, что и в Невиди: сам Лесьяр, Оксана Мельник и Роман Арсафес. Но этим песням вряд ли нашлось бы место на альбомах Невиди - по своему смыслу и настроению они не вписываются туда никоим образом. Настолько злым и мрачным, подчеркнуто неполиткорректным, с нецензурщиной, творчество Лесьяра не было никогда. И настолько откровенным, настолько личным - тоже.
С музыкальной точки зрения чем-то похоже на "Кровь свободы" (медленные, давящие "Я усталым таким еще не был" и "Самосожжение") чем-то - на "Янтарное сердце Арктиды" (свирепые боевики "Анархия на крови!" и "Юродивая Русь"), а в чем-то не похоже ни на одно из предыдущих творений Лесьяра (почти панковские, веселые и страшные "Водка" и кавер на "Я стервенею" Янки Дягилевой).
ПродолжениеТексты отсылают к смутам начала прошлого века - к революции и гражданской войне. И многочисленные сэмплы из фильма "Собачье сердце", и тема оттуда же в начале и конце альбома, и написанная на стихи Есенина "Я усталым таким еще не был", и кавер на "Кокаинетку" Вертинского звучат здесь абсолютно органично. Возникает еще одна параллель с "Кровью свободы" - затронутую на единственном альбоме Крамолы идею нескончаемой кровавой междоусобицы, в которой нет и не может быть победителей, "Самосожжение" раскрывает в полной мере.
Белое безмолвие кладбищенских пространств,
Погосты да скиты разбитых горем судеб.
Каждый, кто рядом, в конце концов предаст,
На гробовой доске распят всяк светлый будет!
Даже красивейшая баллада "Братцы" не рассеивает море мрака:
Нам с тобою
Добрый путь заказан,
Обернется
Счастье серой грязью,
Разольется лужей по дорогам.
Единственный выход - послать все по известному адресу, к чему недвусмысленно и многократно призывают "Анархия на крови!" и созвучный ей "Анархоманифест". Впрочем, и это не гарантирует спасения. Потому что последняя песня альбома - безнадежное "Самосожжение", заканчивающаяся словами о том, что "Русская смерть навеки будет с нами". После нее идет "Смерть и любовь", запись речи немолодой душевнобольной женщины. В другом месте слушатель посмеялся бы над фразами в духе "ну чтоб Жириновский меня расцеловал - пожалуйста!", но в контексте альбома безумный монолог лишь добавляет жути и безысходности. И самый финал - снова тема "Собачьего сердца", которой "Самосожжение" начиналось. Круг замыкается.
Лично я считаю альбом очень и очень сильным, но рекомендовать его кому-либо мне тяжело. Кого-то может оттолкнуть то, что Лесьяр здесь совсем не стесняется в выражениях, кого-то - то, что после прослушивания настроение легко улетает в хрен знает какую бездну. Но, если вы рискнете, "Самосожжение" надолго останется в вашей памяти.
P.S. Если вдруг кому станет интересно, что это за пёсы на обложке - то Лесьяр сказал, что для него это олицетворение Руси и ее истории.