Вчера захотелось перечитать "Акаллабет". Перечитал, и задумался над одной вещью, которая раньше никогда не приходила мне в голову. Как в Нуменоре после Падения трактовали историю Первой Эпохи? А точнее - ключевой ее момент, плаванье Эарендиля и Войну Гнева.
Как известно, со времен короля Тар-Атанамира (того, к которому приходили вестники от Манвэ, рассказавшие, что переселение в Аман не поможет достичь бессмертия) среди нуменорцев потихоньку начало распространяться мнение: валар могли бы даровать им вечную жизнь, но не хотят. С годами этот тезис трансформировался в "валар могли бы даровать нам вечную жизнь, но не хотят, а потому валар - негодяи. Эльфы тоже негодяи, ведь у них есть бессмертие и они слушаются валар". При этом короли Нуменора до самого конца продолжают называться Домом Элроса. И даже Ар-Фаразон звал себя Наследником Эарендиля - стало быть, Эаредиля они по-прежнему считали героем, происхождением от него по-прежнему гордились. Каким образом тот факт, что Эарендиль просил помощи у негодяев-валар сочетался у нуменорцев с тем, что он герой - загадка. Единственным вариантом трактовки событий конца Первой Эпохи, который не вызывал бы у жителей Эленны когнитивного диссонанса, я вижу такой: Эарендиль вырос среди эльфов. Эльфы всю жизнь рассказывали ему, что валар молодцы и любят Детей Эру. Поэтому в безвыходной ситуации он отправился в Валинор за помощью. Валар хоть и враждовали с Морготом, но на самом деле были ничуть не лучше него. Им было наплевать на людей, а вот эльфов они решили спасти и потому отправили войско в Средиземье. Наверняка, рассказывая о Войне Гнева еще добавляли, что эдайн проявляли чудеса храбрости и геройства, эльфы же все время прятались за их спинами.
Но Моргот в представлении нуменорцев все равно оставался врагом. До тех пор, пока Саурон не рассказал королю, что "Мелькор, Властелин Всего Сущего, Даритель Свободы сделает вас сильнее валар".
Ну а потом, когда Мелькору построили храм и начали поклоняться, взгляд на историю мог стать таким: эльфы по велению валар обманом заставили людей сражаться против Мелькора, который на самом деле хотел сделать их сильными и свободными. Однако и тогда Эарендиль не перестал быть героем. В противном случае пришлось бы признать, что правящая династия происходит от недостойной личности, одурманенной эльфийско-валарской пропагандой. Сами понимаете, короли этого никогда не допустили бы. Потому что моментально нашлись бы желающие заменить эту династию на происходящую от кого-то более достойного.