Чем дальше, тем сильнее у меня ощущение, что нынешняя пандемия в большей степени из области социальной психологии, чем, собственно, медицины.
Белки-истерички по всему миру от Австралии до Швеции, бросившиеся скупать крупы, макароны и туалетную бумагу в промышленных количествах. Первые лица государств, успокаивающие население бодрыми заявлениями о том, что мы все умрем. Никому доселе неизвестные "светила вирусологии", несущие абсолютную ересь (чем абсурднее высказывание, тем больше вероятность того, что все новостные сайты его процитируют). Публицисты, сравнивающие нынешнюю пандемию с "испанкой", Черной смертью, Юстиниановой чумой и мел-палеогеновым вымиранием.
Генерация бреда в интернетах, достигшая невиданного размаха: все, кому не лень, строят теории, разоблачают, вычисляют количество потенциальных жертв путем умножения числа заболевших в провинции Хубэй за период с 17 по 23 февраля на число умерших в Ломбардии с начала марта, прогнозируют, вытаскивают предсказания Нострадамуса, Ванги, египетских жрецов времен XVIII династии и ведьмы Агнессы Псих. Кажется, что еще немного - и начнут появляться видео особо впечатлительных граждан, выскакивающих в окно с криком "коронавирус идет!".
В чем причина этого феномена? Кто-то говорит, что людям очень хочется апокалипсиса, и потому они создают его из любого удобного повода. Да, человечество очень любит пугаться, но горько-сладкое ожидание всеобщей смерти - это не примета нынешнего времени, оно появилось очень давно.
На рубеже 2009-2010 годов все тоже упоенно предавались панике из-за эпидемии свиного гриппа (помните аббревиатуру А/H1N1?), а за семь лет до того - из-за эпидемии атипичной пневмонии (аббревиатуру SARS тоже помните?), но тогдашний накал идиотии не идет ни в какое сравнение с нынешним.
Как по мне, здесь дело в двух вещах. Во-первых, десять лет назад или в начале двухтысячных международная обстановка, информационный фон, и, соответственно, моральное состояние масс были не столь нервозными, а сейчас семена паники упали на благодатную почву, ну и информационная война со вбросами и провокациями тогда еще не бушевала. Во-вторых, уровень информатизации общества был меньше. Паникующие паниковали в узком кругу, так сказать =) Согласитесь, чтение ленты, на три четверти состоящей из истеричных постов о том, что хворь распространяется и кобздец грядет, воздействует на психику куда сильнее, чем разговоры об этом же на работе. Почитав чужих страхов, человек подхватывает настроение, сам пишет истеричный пост и распространяет панику дальше.
В связи со всем этим мне интересен логический финал этого чада кутежа и дичайшего угара во мгле ада. Массовое биение в конвульсиях будет продолжаться до конца пандемии, или его участники выдохнутся раньше?