"Викинги: Вальхалла", эпизоды 1х05 - 1х08
- Лондон предсказуемо не устоял. Как войско викингов взяло город, если мост через Темзу был разрушен - кто его знает, но взяло. И, как и следовало ожидать, победители перегрызлись сразу же после победы. Потому что трон Англии только один, и его забрал себе Кнуд. Вместе с королевой Эммой Нормандской;
- условная историчность сериала - палка о двух концах. С одной стороны - сценаристы обладают куда большей свободой, чем если бы они строго следовали написанному в источниках. С другой - вместе с историчностью порой теряется логика событий и логика поступков персонажей. Исторический Олаф Святой затеял войну с Кнудом Великим, желая вернуть себе норвежский трон, который Кнуд у него отнял. В сериале отношения между конунгами изначально были представлены так, будто Олаф - вассал Кнуда, и тому нет смысла сгонять кого бы то ни было с норвежского трона, Норвегия и без того ему подчиняется. Соответственно, экранные действия Олафа после того, как большинство северян покидает Англию, выглядят довольно-таки странно: отправлюсь-ка я в Данию, наябедничаю супруге Кнуда, что он в Англии себе новую супругу нашел, а потом зачем-то захвачу Каттегат, который в "Вальхалле" - что-то вроде города-государства со своим ярлом, не признающим ничьего сюзеренитета. Ну да ладно, воевать за Каттегат - это давняя традиция "Викингов" =)
- юного короля Эдмунда викинги оставили в живых как марионеточного правителя, но прожил английский монарх недолго. Эрл Годвин, который здесь вполне историчный лукавый царедворец, незаменимый советник и правая рука всех, кто сидит на английском троне, подстроил ему неудачное падение с лошади - импульсивный Эдмунд вносил ненужый элемент хаоса в годвиновы политические интриги;
- наблюдать за противостоянием примчавшейся в Англию старой супруги Кнуда (Эльфгифу, прекрасная саксонская женщина с характером) и новой супруги Кнуда (Эмма, прекрасная нормандская женщина с характером), делящих власть, пока общий супруг отбыл на войну, конечно, интересно: прямо искры летят;
- еще один странный момент, вытекающий из условной историчности сериала: Свен Вилобородый, отец Кнуда Великого, здесь вполне себе жив и здравствует. И его тоже называют конунгом. Они что, с сыном вместе правят? =) В реальности-то, понятное дело, Кнуд стал королем после смерти отца и старшего брата;
- сериальный Свен Вилобородый - квинтессенция брутального тру-викинга. Оч-чень колоритный персонаж вышел. Кстати, а ведь во втором сезоне оригинального сериала была такая Гуннхильда, супруга конунга Хорика, о которой скальды пели, что она убила Свена Вилобородого, когда тот напал на Геталанд, и был это очевиднейший ляп, потому что конунг Хорик жил на полтора века раньше Свена. Но второй сезон оригинального сериала был очень давно, поэтому ляп уже все забыли =) А вот с Эриком Рыжим оригинального сериала и Эриком Рыжим, который в "Вальхалле" не присутствует, но регулярно упоминается Лейфом и Фрейдис, поскольку он их отец, вариант только один: считать, что это разные Эрики Рыжие. С похожими биографиями но разным жизненным финалом, да =)
- пока в Англии политические интриги, в Скандинавии локальная религиозная война. Фрейдис, оставшаяся в Каттегате, пока Лейф и друзья-гренландцы за морем сражаются, совершает паломничество к хорошо знакомому по оригинальному сериалу языческому святилищу в Уппсале, и сталкивается с главным антагонистом первого сезона. Ярл Карэ в детстве стал свидетелм того, как его брата принесли в жертву богам, возненавидел язычество, вырос, покрестился, собрал войско из фанатичных соратников и теперь изничтожает всех, кто поклоняется старым богам. Несмотря на то, что он как бы защитник веры, персонаж абсолютно инфернальный. И соратники у него выглядят не то как Дикая охота, не то как назгулы;
- немного мистики подвезли. Фрейдис встречается с Провидцем из старых "Викингов", который появляется в "Вальхалле", и сто лет для него не помеха. По-прежнему слеп, мудр и говорит загадками;
- еще раз порадовался динамичности нового сериала: предыдущие шоураннеры подготовку к битве за Каттегат и саму битву растянули бы на полсезона, а здесь меньше, чем за половину финального эпизода управились;
- масштабная батальная сцена поставлена на заглядение. И да, хотя кровища хлещет, ощущения бессмысленного взаимного истребления нет, а вот чувство упоения воинской доблестью почти передается зрителю;
- понимаешь, что у Лейфа и Фрейдис сюжетная броня (им еще в Винланд плыть), и у Харальда Сурового сюжетная броня (ему еще много приключений предстоит, а погибнет он не здесь и не сейчас), но все равно переживаешь за них во время финального боя. И да, поединок Фрейдис с Карэ - это было эпично;
- а вот у сильной независимой женщины Эстрид Хакон, и у Лив, возлюбленной Лейфа, сюжетной брони нет, поэтому они геройски гибнут;
- Олаф почти что победил: взял Каттегат, используя фанатиков Карэ в качестве тарана и сохранив собственное войско. Но тут, словно лесник, явился Свен Вилобородый с флотом данов. На этом первый сезон и заканчивается. Можно смело браться за второй;
- кулнинг (шведская техника народного пения, что-то вроде вроде тирольского йодля), звучащий на фоне вступительных титров, поет Амалия Бруун из Myrkur, а в самом сериале, помимо собственно музыки Тревора Мориса, встречаются фрагменты из альбома Lustmord "The Word As Power".