"Носферату — призрак ночи" ("Nosferatu: Phantom der Nacht")
ФРГ, Франция, 1979
Режиссер Вернер Херцог



Вернер Херцог называл "Носферату" Фридриха Мурнау величайшим фильмом в истории немецкого кино, и очень хотел снять свою версию. Поэтому, несмотря на имена персонажей из оригинального романа Брэма Стокера - граф Дракула, Джонатан, Люси и так далее, а не граф Орлок, Томас и Элен - это все же не столько очередная экранизация "Дракулы", коих к концу семидесятых уже вышло предостаточно, сколько римейк немой ленты 1922 года.
Если попробовать охарактеризовать фильм Херцога буквально тремя словами, то это будут эстетика, страх и безысходность. В отличие от оригинала, где все натурные сьемки были сплошной условностью (пара кадров с горным пейзажем - вот вам и вся Трансильвания, остальные детали дорисует воображение), здесь масса природных и архитектурных красот: кукольные домики, каналы и холодные пляжи Висмара, трансильванские горы, леса и водопады, замок Дракулы - все это снято долгими планами, неспешно, зато очень атмосферно. Молодая и прекрасная Изабель Аджани в роли хрупкой и невротичной Люси с огромными, широко распахнутыми глазами. Мертвенно-бледный Дракула Клауса Кински, безжалостный хищник, страшный и гипнотизирующий. Здесь есть на кого и на что посмотреть, есть чем восхититься. И есть чего испугаться: начиная с бесконечных рядов высущенных мумий, которые являются Люси в кошмарном сне на первых же минутах фильма, продолжая призрачным замком, в котором Джонатан окажется запертым один на один с его зловещим хозяином, заканчивая кадрами сотен крыс, эпидемии чумы и неостановимого данс макабр, которые Дракула принесет с собой в Висмар, и впечатление от этих кадров усиливается музыкой, от которой бросает в дрожь. Ну а безысходность просто правит бал на экране. "Носферату" Мурнау уже был своего рода "Дракулой" без хэппи-энда" - вампир не спасается бегством от преследущих его героев, как в романе Стокера, а торжествует, видя, что никто не отважится бросить ему вызов; горожан спасает самопожертвование Элен, граф уничтожен лучами солнечного света, но девушка умирает на руках своего возлюбленного. Херцог же пошел еще дальше: здесь графа тоже некому остановить, кроме жертвующей собой Люси, но ее гибель напрасна - да, Дракула уничтожен, однако он, укусив Джонатана во время пребывания в замке, превратил его в вампира. А значит, уже новый Призрак Ночи отправится сеять смерть и чуму. В этой истории не будет счастливого финала.
P.S. Иногда можно встретить упоминания об итальянском фильме 1988 года "Носферату в Венеции"/"Вампир в Венеции" как о сиквеле картины Херцога, но вся связь между ними ограничивается названием и Клаусом Кински как исполнителем главной вампирской роли. "Носферату в Венеции" - типичный малобюджетный ужастик восьмидесятых с самостоятельным сюжетом; смотреть его можно разве что ради красивых видов Венеции, но, по большому счету, не нужно.