"Носферату" ("Nosferatu")
США, 2024
Режиссер Роберт Эггерс
При общем сходстве фабулы нового "Носферату" со своими предшественникам (поездка Томаса Хуттера в Трансильванию, лунатизм Элен, путь графа Орлока в Висборг на корабле, где он постепенно убивает всю команду, чума в Висборге, самопожертвование Элен для уничтожения вампира) сюжет фильма Роберта Эггерса имеет отличия, некоторые из которых меняют восприятие всей истории. Здесь все начинается с Элен Хуттер: родись она на пару веков раньше, ей было бы несдобровать, потому что еще в детстве у Элен проявились сверхьестественные способности (в одной из сцен Орлок прямо называет ее "чаровницей", имея в виду совсем не женские чары). Страдая от одиночества, она неосознанно пробуждает вампира, спящего где-то в горах Трансильвании, устанавливает с ним связь и становится одержимой его духом. Одержимость пропадает только когда Элен, став взрослой, влюбляется в Тома Хуттера. Если в "Носферату" Мурнау граф узнает об Элен случайно (увидел в медальоне Хуттера портрет его красавицы-жены с очаровательной шейкой, захотел вонзить в эту шейку клыки), а в "Носферату" Херцога к желанию напиться крови добавилось желание обладать (граф предлагает девушке вернуть разум ее мужу в обмен на любовь, судя по всему, желая преврать ее в свою спутницу-вампиршу), то здесь между Элен и Орлоком изначально существует болезненная страсть-созависимость. В Висборг он хочет перебраться, в первую очередь, ради нее. Пока бедолага Томас находится у графа в замке, Орлок обманом заставляет его подписать договор, по которому тот отказывается от своей супруги. И Элен здесь, несмотря на внешнюю похожесть с романтическими барышнями предыдущих фильмов, непохожа на них внутренне: это измученный постоянными припадками и своей "инаковостью" человек. Самопожертвование для нее - не только спасение города от вампира и принесенной им эпидемии чумы, но и спасение самой себя от тяжкого бремени существования.
Среди актеров фильма больше всех хвалили Лили Роуз-Депп, а я бы похвалил ее не только за актерскую игру, но и за смелость: одержимость у нее вышла пугающе натуральной, изображать такое еще надо отважиться.
"Носферату" Эггерса вообще пугает зрителя в первую очередь своим натурализмом. Никакого романтического экспрессионизма Мурнау или печального декаданса Херцога. Здесь царят смерть и безумие во всей своей неприглядности, здесь теряют разум и становятся одержимыми со всеми сопутствующими припадками, конвульсиями и пеной изо рта. Здесь пьют кровь с плотоядным причмокиванием и разрыванием кожи зубами, не стесняются показывать чумные язвы и крыс, нападающих на людей. Даже когда в кадре не происходит ничего ужасного, сама атмосфера заставляет тебя ожидать, что через несколько секунд ужас вернется.
Граф Билла Скарсгарда шикарен и кошмарен, как и все предыдущие Орлоки, но здесь он похож уже не на упыря из средневековых легенд, но и на натурального ожившего мертвеца, уже тронутого гниением. Вдобавок ему, ориентируясь на описание графа у Брэма Стокера и на портреты исторического Влада Цепеща, добавили густые и пышные усы - в сочетании с клоком волос, уцелевшим на голом черепе, и характерным кафтаном восточноевропейского дворянина, у нашего зрителя это почти наверняка вызывает ассоциации с казачьим атаманом, изрядно потрепанным жизнью и посмертием =)
Кстати, о Брэме Стокере: в титрах указано, что фильм снят по мотивам сценария оригинального "Носферату" и романа "Дракула", и это справедливо: парацельсианец Бульвер, почти эпизодический персонаж "Носферату" 1922 года, в новом фильме стал профессором фон Франца, очень похожего на стокеровского Ван Хельсинга. Сыграл его Уиллем Дефо, и получился своего рода привет "Тени вампира"; там - Носферату, здесь - охотящийся за Носферату. Вообще мужская часть главных героев действует куда активнее и ближе к своим прототипам из романа, чем во всех предыдущих фильмах, где Элен, по сути, оказывалась единственной способной на решительные действия. Хотя без ее жертвы одолеть Орлока все равно будет невозможно.
Музыка и звуковое оформление вообще проймут даже того, кого не проняло визуальными ужасами - пугающе, атмосферно и всегда в точку. Впрочем, все фильмы Эггерса этим отличаются.
Кто-то из рецензентов сказал, что новый "Носферату" одновременно и омерзителен, и очарователен. Это, пожалуй, будет самой лаконичной и точной его характеристикой. Неприятно, но притягательно.