воскресенье, 16 сентября 2012
Рождение надежды
Великобритания, 2009
Режиссер Кейт Мэдисон

Охота на Горлума
Великобритания, 2009
Режиссер Крис Бушард

Можно как угодно относиться к экранизации "Властелина Колец" Джексона, но очень сложно отрицать то, что после ее выхода все остальное снятое по мотивам книг Профессора как до так и после этого фильма, неизбежно будут сравнивать в первую очередь с ней, поскольку работа ПиДжея на сегодняшний день - самое масштабное и самое известное изображение Средиземья на экране. Следующие две работы созданы под сильным влиянием этого фильма, и рассматривать их я буду вместе - несмотря на то, что работали над ними разные люди, они очень похожи.
Продолжение"Рождение надежды" и "Охота на Горлума" - кино некоммерческое, снятое фэнами для фэнов, но при этом снятое совершенно серьезно. По многим параметрам эти два фильма не уступают профессиональным лентам. Операторская работа, монтаж, реквизит, грим, саундтрек - все сделано без особых изысков, но на очень достойном уровне.
Обе ленты посвящены событиям, которые у Профессора описаны лишь парой абзацев. "Рождение надежды" - история Араторна II и его супруги Гилраэнь, родителей Арагорна. Что мы знаем о них? Совсем немного в начале "Сказания об Арагорне и Арвен". Что были такие, что Араторн II, сын вождя северных Следопытов, посватался к дунаданской девушке Гилраэнь, и ее отец Дирхаэл был против этого брака, потому что во-первых Гилраэнь была слишком молода, а во-вторых у него были сильные опасения относительно того, что Араторн вскоре погибнет - жизнь стражей Глухоманья не располагала к долголетию. Однако его супруга Иворвейн сказала ему, что в мире грядут великие события, и что если Араторн и их дочь поженятся сейчас, то для дунаданов еще есть надежда, а если промедлят - то все кончено. Араторн и Гилраэнь прожили счастливо, но очень недолго - через год Араторн стал вождем Следопытов, еще через год у них родился сын Арагорн, а еще через три года Араторн погиб от орочьей стрелы.
"Охота на Горлума" - то, о чем Гэндальф рассказывает Фродо во второй главе "Властелина Колец":
"Когда я понял, что мне позарез нужен Горлум - а это было после ухода Бильбо, - след его давным-давно потерялся. Вряд ли я отыскал бы Горлума, но меня выручил преданный друг по имени Арагорн, лучший следопыт и охотник нынешних времен. Вместе с ним мы прочесали все Глухоманье, без
особой надежды и понапрасну. И когда, отчаявшись, я решил бросить поиски, Горлум вдруг нашелся. Мой друг едва ли не чудом вернулся из смертельно опасного путешествия и приволок его с собой".
Столь сжатое описание весьма удобно для сценаристов: общая канва есть, а детали можно придумывать какие угодно, главное - откровенной ерунды не нагородить. Собственно говоря, сюжеты и "Рождения надежды" и "Охоты на Горлума" представляют собой ту самую детализацию вышепреведенных историй. К чести создателей обеих лент, моментов, которые бы вызвали реакцию "большой двуручный дисбилив" в фильмах не зафиксировано. Разве что уж очень легко герои иногда рубят в капусту орков, но это можно списать на то, что средний дунадан - он куда как круче среднего урука по своим боевым качествам =) В "Рождении", естественно, добавили оригинальных персонажей и не обошлись без некоторой мелодраматичности - появились девушка-Следопыт Элгарейн, страдающая от безответной любви к Араторну, и парень-Следопыт Дирхаборн, страдающий от безответной любви к Элгарейн (правда, она потом все-таки ответила ему взаимностью). В финале оба они погибают при нападении орков на укрытие арнорцев, едва успев признаться друг другу в своих чувствах.
Визуальная и звуковая составляющая делались с явной оглядкой на ПиДжея - компьютерные Горлум и тролль срисованы практически один к одному, в джексоновском стиле выдержаны наряды персонажей, схожа общая цветовая гамма фильмов, орки загримированы весьма похожим образом, актеров на роль Арагорна и Гэндальфа в "Охоте на Горлума" тоже подбирали похожими (насколько это возможно) на Иэна Маккеллена и Вигго Мортенсена. А вот Арвен не особо похожа ни на Лив Тайлер, ни вообще на эльфийку - крупный романский нос и пухлые щеки убивают всю "эльфийскость" на корню. Музыка тоже выдержана в стиле саундтрека Говарда Шора к "Властелину". "Властелин Колец", помимо всего прочего, был примечателен красивыми пейзажами. Выбор натуры для этих двух фильмов тоже выше всяких похвал, отличных пейзажей и здесь вдосталь. Леса старой доброй Англии и австрийские горы оказались весьма похожими на Арнор и Лихолесье.
Главное же достоинство "Рождения надежды" и "Охоты на Горлума" - то, что актеры, не будучи профессионалами, все равно играют с удовольствием и очень искренне. Это с лихвой компенсирует некоторую их неуверенность.
Общее впечатление: фильмы, снятые в значительной степени "для своих". Человек, далекий от Средиземья, не видевший "ВК" вовсе или смотревший его как обычную фэнтези, конечно не поймет ровным счетом ничего из происходящего. Но если Вам о чем-то говорят слова "Арнор" и "Следопыты Севера", то "Рождение надежды" и "Охоту на Горлума" стоит увидеть.
Скрины:
"Рождение надежды":
Араторн
Гилраэнь
Гилраэнь и Араторн
Дирхаборн
Элгарейн
Элладан и Элрохир
Арадор
Гилраэнь и Арагорн
"Охота на Горлума":
Арагорн
Арагорн
Гэндальф
Арвен
Арвен
Горлум (аккуратно, у него там очень своеобразное выражение литца)
Орки
@темы:
Nightfall in Middle-Earth,
Десятая муза