
Продолжаю рассказывать о своих любимых олдскульных играх =) "Rune" - викинговский экшен с видом от третьего лица, в свое время хорошо принятый народом и высоко оцененный критиками, но особой популярности так и не получивший. Создала его в 2000 году "Human Head Studios", компания из США, через шесть лет после "Руны" выпустившая еще один неплохой экшен "Prey". А еще у "Human Head Studios" есть подразделение, занимающееся настолками и ККИ - они выпустили три игры по небезызвестному сеттингу "Gothic".
"Руна" относится к той разновидности игр, который называют термином "слэшер". Нет, фанфики про однополую любовь тут абсолютно никаким боком, имеется в виду глагол "to slash" в значении "рубить". Игровой процесс в них, как нетрудно догадаться, сосредоточен на непрерывном истреблении полчищ врагов. Всенародно любимый "Diablo" - вот вам наиярчайший пример, но в "Диабло" еще много кое-чего от РПГ. В "Руне" же никаких тебе левел-апов, экспы, навыков, побочных квестов, диалогов с NPC и прочих вещей, отвлекающих от самозабвенного рубилова. И магии как таковой здесь тоже нет - редкий случай. Есть оружие и предметы с волшебными свойствами, в скриптовых роликах есть немного колдунства (в основном чОрного, ясное дело), но никаких файерболов, ядовитых туманов и заклинаний "Heal" пятого уровня. Только холодная сталь, только хардкор!
ПродолжениеСюжет, как у любого уважающего себя экшена, занимает ровно полстраницы. Юный викинг по имени Рагнар (нет, это не тот Рагнар, который из Вархаммера, и не тот Рагнар, который исторический, хотя что-то общее между всеми тремя есть) живет в деревне, в центре которой установлены Рунные Камни, своей волшебной силой не дающие Локи вырваться из оков и немедленно устроить Рагнарек. С незапамятных времен жители деревни хранят эти Камни. Но Локи не был бы Локи, если бы не придумал, как нейтрализовать хранителей. Отец Рагнара, местный ярл, в начале игры отправляется в плавание вместе со своими воинами и сыном, как раз достигшим подходящего возраста и доказавшим свою воинскую проф. пригодность в поединке с первым силачом деревни. Не успевает родной фьорд скрыться за горизонтом, как драккар Рагнарова отца перехватывают корабли соседей - Конрака и Сигурда, продавшихся Локи со всеми потрохами. Конрак вызывает грозу, топит корабль хранителей Камней со всеми находящимися на нем людьми, после чего с чувством выполненного долга предатели уплывают. Один, видя такое непотребство, возвращает к жизни Рагнара и дает ему указание: "Иди, спасай Мидгард". Рагнар приходит в себя, понимает, что мир все-таки придется спасти, и приступает к делу. Через подземные пещеры, царство Хель и владения цвергов наш герой движется обратно в родную деревню, чтобы уберечь Камни от разрушения прислужниками Локи. Забавный момент - к Хель он попадает безо всяких порталов в иные миры, просто спускаясь все глубже и глубже в недра земли. Как по мне, это даже круче, чем до Мордора пешком =) По дороге Рагнара, естественно, пытаются остановить представители хищной фауны, зомби, гоблины, цверги, сарки - инфернальные создания, сотворенные из мертвецов царства Хель, и враждебные викинги. Естественно, ничем хорошим для них эти попытки не заканчиваются. В финале Рагнар одолевает сперва мерзавца-Сигурда, затем мерзавца-Конрака, защищает последний уцелевший Камень, в ответ на предложение Локи уничтожить Камень и получить за это златые горы демонстрирует ему непристойный жест и отправляется в Асгард наслаждаться заслуженным отдыхом. В общем, не то, чтобы совсем йотунский стыд, но глубиной и неожиданными поворотами не блещет. Впрочем, не сюжетом хороша "Руна". Хороша она другими вещами. Даже по нынешним временам игра, сделанная на движке Unreal, выглядит довольно-таки пристойно, а тогда - так тем более. Особенно разработчики постарались над анимацией движений. Никакого присущего играм конца девяностых - начала двухтысячных ощущения деревянности персонажей. Все здесь бегают как гепарды, плавают как Левиафаны и дерутся как Д'Артаньяны. Естественно, оружие-доспехи на модели героя соотвествуют тем, которые он подбирал. Если у него есть гномий меч и викинговский топор, то видны на нем будут именно они, причем топор будет висеть на поясе, а меч - за спиной. Оружия масса: мечи-топоры-булавы-молоты в ассортименте. Копий, луков, алебард, кинжалов и прочего в "Руне" нет. Ни к чему суровым северным воинам эти игрушки. Стиль боя, соответственно, зависит от того, что в руках у Рагнара: мечом можно снести пару-тройку вражьих голов за один взмах, а молотом можно вбить противника в землю по самые уши, но им еще надо успеть замахнуться. Враги тоже далеко не промах, очень сноровисто машут мечами, так что поединки здесь крайне интересные, и, как бы банально это ни звучало, здорово напоминают танец. Детализация на достаточно высоком уровне, вплоть до прорисованных драгоценный камней в рукоятках мечей и клинков, окрашиваюшихся кровью уже после первого успешного выпада. Сейчас всем этим никого не удивишь, а тринадцать лет назад такие моменты поражали воображение =)
Атмосфера Севера в "Руне" присутствует целиком и полностью. Нет ни солнышка, ни птичек, ни зеленой травки. По большей части действие происходит под землей, но и на поверхности небо постоянно затянуто тяжелыми тучами, а пейзажи выдержаны в холодной сине-серой гамме.
Играется в "Руну" достаточно легко, баланс между мечемашеством, беготней по подземным тоннелям и головоломками здесь соблюден, всего ровно столько, сколько надо. Можно повысить уровень сложности - врагов не прибавится, но драться они будут лучше.
В общем, любителям мрачной скандинавской романтики и мрачного скандинавского фехтования без лишних разговоров - однозначный мастхэв.