В далеком 1997 году, когда у меня только-только появился компьютер, двоюродный братец рассказал мне про вовсю гремевший тогда "WarCraft II". Сказал, что это игра про войну людей и орков. С творчеством JRRT я познакомился только через полтора года, так что у меня возник резонный вопрос "кто такие эти орки?". Братец ответил, что они зеленые, с клыками, и их лучше один раз увидеть, чем долго и нудно описывать. Я был заинтригован и вскоре раздобыл второй Варкрафт. Сугубо пиратский СD-сборник под названием "Лучшие стратегии от и до", игра в таком же сугубо пиратском, но качественном переводе студии "СПК". Тогда официальных переводов не существовало в принципе, а прилагательные "пиратский" и "качественный" еще не были антонимами. Олдовые геймеры, смахнув ностальгическую слезу, вспомнят надтреснутый голос, озвучивающий брифинги: "Орда ведет подготовку к высадке десанта на земли Лордерона...".
ПродолжениеЯ увидел орков и был покорен. Впрочем, не только я - за Альянс играли либо чрезмерно любопытствующие, либо эстеты. Скучные паладины бобра и света, что за интерес ними играть? То ли дело армия зеленых и клыкастых! Орки-пехотинцы, благодаря которым мы впервые услышали орочий боевой клич "Лок-тар!". Хриплоголосые тролли-топорометатели, не имеющие ничего общего с огромными тушами троллей из других вселенных. Огры - одна голова хорошо, а две лучше. Назгулоподобные рыцари смерти, появлявшиеся со словами "кррровь течет в моих жилах... Ладно, заканчиваю с восторгами. Все уже поняли, что зеленых и клыкастых я до сих пор очень люблю =) Когда в моей жизни появилась Арда, я был удивлен непохожестью тамошних орков на душек-обаяшек из Азерота и понял, что они тоже бывают разными. А об эволюции светлого темного зеленого орочьего образа в различных фэнтезийных мирах я узнал гораздо позже =)
Орков как расу придумал Толкиен - это еще никто не подвергал сомнению. Как говорил сам Профессор, слово "orc" он взял из "Беовульфа". В поэме при перечислении всяких неприятных созданий, произошедших от Каина, упоминаются "orcneas", на русский переведенные как "чудища подводные". Еще "Оркус" - одно из имен Плутона, древнеримского бога мертвых. Еще орками англосаксы назвали викингов и означало это, если верить Википедии, "чужеземцы, несущие зло и смерть". А еще киты-косатки на латыни называются orcinus orca. В общем, слово с богатым, хотя и несколько односторонним бэкграундом. Ардовские орки появляются еще в Лостах и за все время работы JRRT над своим легендариумом образ их не претерпел сколь-нибудь значительных изменений. Исключение составляют разве что версии их появления, одна из которых (хорошо известный всем вариант "орки - искаженные Морготом эльфы") изложена в "Сильме", а остальные - в "Преображенных мифах" из десятого тома НоМЕ. Орки Средиземья - злобные твари, так или иначе созданные Морготом (в этом аспекте все версии сходятся) для того, чтобы составлять основную ударную силу армий Тьмы и максимально жестоким образом истреблять все, что попадается им на пути. Внешность их описывается Толкиеном в самых общих чертах - приземистые, вечно сутулящиеся гуманоиды с раскосыми глазами и длинными руками. В одном из писем Профессор упоминал, что у орков желтая кожа. Отсутствие подробностей оставляло широкий простор для фантазии иллюстраторов тех времен, когда стереотип орочьей внешности еще не сложился, поэтому, допустим, у Алана Ли они выглядят практически как люди, только очень уродливые, а в советских изданиях "Хоббита" - и вовсе как самые натуральные варвары, бородатые и в рогатых шлемах =) Из книг Толкиена, помимо самого названия, в привычный нынешнему читателю/игроку образ орков вошли война как основное времяпрепровождение, военная диктатура как форма государственного устройства, прямая зависимость социального статуса от физических кондиций и сноровистости махания мечом. Возможность скрещивания людей и орков тоже пошла отсюда. А вот что не встречается больше нигде - так это сама идея орков как порождений зла, в принципе не способных раскаяться и встать на иной путь. Орки в последующих своих воплощениях не столь инфернальны.
В 1974 году компанией TSR миру была явлена настольная ролевая игра Dungeons & Dragons (тогда еще без приставки Advanced), и ее создатели, понятное дело, не могли пройти мимо орков как основных антагонистов приключенцев. Здесь внешность орков приобретает знакомые нам черты - хорошо развитую мускулатуру, рост, примерно равный человеческому, неандертальские физиономии с низкими покатыми лбами и широкими носами, короткие уши торчком, клыки, растущие из нижней челюсти. Только кожа здесь у них пока еще не зеленая, а серая. Орки по-прежнему грубые и неотесанные товарищи, по-прежнему не дураки подраться, соблюдением правил войны не особо себя утруждают, грабят, убивают и совершают непотребство с гусями, но исчадиями ада, стремящимися истребить всех и вся, больше не являются. С ними возможен диалог и даже мирное сосуществование. У них патриархальное общество во главе с военным вождем, напоминающее хрестоматийных варваров - этакие викинги или гунны от фэнтези, только чуть более дикие и необузданные. На смену служению Темному Властелину пришли шаманизм и культ предков. Орки D&D расселились по всему многообразию тамошних миров, нет их разве что на Кринне (правда, там есть гоблины).
В 1983 году компания Games Workshop выпустила настольную стратегию "Warhammer: Fantasy Battles" (гораздо более популярный в народе Warhammer 40.000 вышел спустя пять лет). Тамошние орки, при сохранении общей концепции расы веселых раздолбаев, которые "дерутся потому что дерутся" (с) Портос, впервые были наделены одной поистине эпохальной чертой - у них была зеленая кожа. Обоснуй, как водится, придумали потом, с появлением Warhammer 40.000. Орки Games Workshop - симбиоты, сочетающие в себе черты живых существ и растений, откуда и зеленая кожа. Размножаются они спорами, как грибы. Изначально это касалось только сорокотысячника, у орков фэнтезийного Вархаммера были женщины и обычная система воспроизводства, но в поздних редакциях и они стали грибочками. Идея орков-симбиотов за пределы WH не вышла - уж больно она экзотичная, а вот зеленая кожа прижилась, теперь орки других цветов встречаются крайне редко. И еще одна чисто вархаммеровская деталь - тамошние орки из-за клыков обладают произношением, которое по-русски лучше всего передается падонкаффским езыгом: "We'z gonna stomp da 'Ooniverse flat and kill anyfink zat fights back. B'cause we iz da Orks, and we iz made ter fight and win!".
Так окончательно сложился образ орка, начавший свое триумфальное шествие по книгам и играм. В третьей части Варкрафта их впервые избавили от роли вечных антагонистов. "Хорошие" орки пришлись авторам и разработчикам по душе, так что в последних частях The Elder Scrolls, Аллодов или Heroes of Might and Magic зеленокожие вполне себе положительные персонажи, а небезызвестная онлайн-ролевка Lineage II вообще породила орков - кавайных няшек =)
P.S. Сложнее, чем женщин-орков, назвать по-русски только женщин-хоббитов. Мой вариант - "орка", ибо "орчиху" и "орчанку" мое ламатьявэ воспринимать категорически отказывается, а "оркесса" - это вообще что-то за гранью добра и зла =)
P.P.S. Личные фавориты: в Арде - Шаграт, во вселенной WarCraft - Оргрим Думхаммер и Тралл (банально, знаю), в Аллодах - Гинсаш из "Повелителя душ", в Warhammer - Горгутц из аддонов к "Dawn of War" =)
Кортинке, куда ж без них Кортинке, куда ж без них:
Орки ардовские. Джон Хов, "Фродо и Сэм идут в колонне орков к Удуну":

Орк из D&D:

Орки из Warhammer: Fantasy Battles:


Орки из Warhammer 40k

WarCraft II. Можно смахнуть еще одну ностальгическую слезу:

А это уже WarCraft III:

И кавайные орки из Lineage II:

И песенка:
Прослушать или скачать Battlelore Attack Of The Orcs бесплатно на Простоплеер
@темы:
Вархаммер,
Nightfall in Middle-Earth