воскресенье, 14 декабря 2014
Хоббит: Битва пяти воинств (The Hobbit: The Battle of the Five Armies)
Новая Зеландия/США, 2014
Режиссер Питер Джексон
![](http://2.firepic.org/2/thumbs/2014-12/14/sgny3v5s6aku.jpg)
То, что от ПиДжея не имеет смысла ждать точного соответствия первоисточнику, было понятно еще после "Неожиданного путешествия". Поэтому "Битву пяти воинств" я настроился смотреть как творение по мотивам, не испытывая раздражения от того, что "не так там все было". И опасался только одного - что полфильма на экране будет Бард, прыгающий через горящие руины к
двемерскому арбалету противодраконьей обороны под крики Тауриэли "Воздушный змей заходит сверху!", а еще полфильма люди, эльфы, гномы и орки будут ожесточенно месить друг друга на фоне Одинокой горы. Переизбытка боевых сцен в ущерб всему остальному, короче говоря. Потому что сюжет располагал. К счастью, ничего подобного не произошло.
Эпизод убиения Смога практически идеален по хронометражу - не скомкано и не галопом, но в то же время и не затянуто.
ПродолжениеВынос Дол-Гулдура немного удивил (я ожидал, что и Элронд, и Галадриэль приведут с собой войско), но понравился: Девять без привычных плащей прекрасны, Белый Совет, сражающийся с ними, не менее прекрасен. Галадриэль, изгоняющая Некроманта, в особенности. А вы не знали, что в критический момент потомки Финвэ становятся берсерками? Ну, такими особенными нолдорскими берсерками =) Саруман честно гоняет назгулов, но после боя все-таки демонстрирует свою сущность саботажника: "Самое важно сейчас - отправить Галадриэль в Лотлориэн. Саурон без Кольца слаб, и с ним я разберусь сам". A new power is rising, так сказать.
Сюжетная линия с Альфридом, помощником эсгаротского бургомистра, смутила самим фактом своего наличия. Зачем это второе издание Гримы Гнилоуста, с которым, вдобавок, непонятно чем дело кончилось? Чтобы по контрасту продемонстрировать, какой Бард хороший? Так и без антипода рядом понятно, что Бард - достойная личность.
Ричард Армитедж очень здорово сыграл Торина, заболевающего драконьей болезнью. Мрак,
захлестывающий Дубощита, ощущается прямо-таки физически, и становится понятно, что гибель в бою была для него лучшим выходом. Остальной гномьей братии, за исключением, разве что, Двалина, Балина и Кили, досталось совсем немного экранного времени, увы и ах. Даин Железностоп верхом на брутальном кабане поразил до глубины души =)
Хмурый Фримен-Бильбо тоже очень хорош. Чувствуется, что из путешествия он вернется совсем другим. И очень наглядно продемонстрировано развитие гибельной привязанности к Кольцу, несмотря на то, что на его демонстрацию отведена буквально пара минут.
В эльфийской части наконец-то раскрылся в полной мере образ Трандуила - Ли Пейсу отдельно спасибо. Додали и самого короля, и его лося (который, как известно, большерогий олень, но кого это волнует?), и боевых эпизодов с участием обоих. Особенно впечатлила сцена, в которой лишившийся своего ездового животного Трандуил отбивается от орков, яко Людовик VII от сарацинов =)
Очень жаль Тауриэль. Возлюбленного убили, с Леголасом отношения не сложились, из Лихолесья изгнали... Куда ей теперь деваться? Хотя не исключено, что после всего, выпавшего на ее долю, она найдет общий язык с Трандуилом. Во всяком случае, их последний диалог наводит на такие мысли.
Еще несколько сюжетных моментов, которые смутили: во-первых, ни к селу ни к городу
приплетенная война с Ангмаром. И лихолесцы в ней, оказывается, участвовали, причем жена Трандуила погибла на этой войне, и Гундабад - бывшая ангмарская крепость (хотя она, вообще-то, гномья), и Саурон имеет громадье планов на восстановление Ангмара. Зачем, спрашивается, все это было изобретать? Загадка... Во-вторых, эпизод, когда Леголас говорит о том, что больше не собирается жить в Лихолесье, а Трандуил советует ему отправиться в Глухоманье и завести знакомство с Арагорном. В честь чего, собственно, король Лихолесья с его демонстративным изоляционизмом, стал бы интересоваться какими-то дунаданами, скитающимися по эриадорским дебрям, да еще и оценивать перспективы их предводителя? Понятно, что надо ниточку к "Властелину" протянуть, но все же как-то нелогично это смотрится.
Реплика, которая прямо-таки резанула ухо: Бард спрашивает выживших эсгаротцев, куда подевался бургомистр, и пожилая женщина отвечает, что он на дне Андуина. Давно у нас Андуин начал из Долгого Озера вытекать? Интересно, это в оригинале так, или переводчики наврали?
Сама финальная битва понравилась гномьей фалангой, из-за которой выпрыгивают эльфы, и отсутствием невнятного мельтешения на экране - четко видно, кто, с кем и как в данный момент сражается. Огромные компьютерные армии рисовать не стали, и это хорошо. Неоткуда там взяться десяткам тысяч людей, эльфов и гномов было. В "Пустоши Смога" буйным цветом цвел "эффект штурмовика" (когда крутые герои одной левой изничтожают полчища врагов). Здесь его нет, и это тоже очень здорово. Показано, что орки - они вообще-то сильные бойцы, и их победить ой как непросто. Кстати, об орках. Ману Беннет (Азог) великолепен. После всех трех фильмов это можно сказать с полной уверенностью.
Еще о финальной битве: эльфийской боевой эквилибристики можно было бы поменьше, а участия орлов и Беорна - побольше. Похороны Торина, восстановление Дэйла и Эсгарота тоже могли бы показать, хотя бы парой кадров. Впрочем, не исключено, что в режиссерской версии нам всего этого додадут.
Общее впечатление - Джексон завершил трилогию на достойной ноте. Не вижу смысла сравнивать с "Властелином Колец". "Хоббит" не лучше и не хуже, он просто другой. И очень интересно, точка это, или все-таки запятая? =)
@темы:
Nightfall in Middle-Earth,
Десятая муза