
Ven. посоветовала мне почитать "Стража" Пехова еще год назад, не меньше. А добрался я до книги только совсем недавно. И нисколько не пожалел о том, что все-таки добрался =)
- мир "Стража" очень похож на Европу эпохи Возрождения. У него немного другая география и немного другая история, но прототипы все равно узнаются без труда. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что, например, Альбаланд - это Голландия, Литавия и Риапано - Италия и Ватикан, а Прогансу - Франция. Имена, фамилии и культура перенесены практически без изменений. И католическая церковь, играющая одну из важнейших ролей в сюжете, тоже перенесена практически без изменений. Таким образом и автор, и читатель избавлены от многостраничных описаний особенностей той или иной страны, равно как и от многостраничных описаний устройства церкви и пересказов священных текстов. Подробная информация о мире вынесена в глоссарий. Хочешь - заглядывай при первом упоминании имени или названия в тексте, не хочешь - прочтешь в конце книги. Все и так интуитивно понятно;
Продолжение- но от исторической Европы в этом мире есть одно крайне важное отличие. Сверхъестественные силы здесь более, чем реальны. Ведьмы и колдуны - это не досужие суеверия, а настоящие люди с магическим даром, которые либо признают правила его использования, установленные государством и церковью, получают патент и живут спокойно, либо скрываются и по мере возможностей делают окружающим большие и малые гадости. Демоны из Ада могут явиться в мир, если их призовет какой-нибудь не слишком умный человек, и натворить бед. А еще здесь есть души, которые после смерти тела не спешат отправиться в загробный мир, потому что что-то удерживает их на земле. В зависимости от того, как человек прожил свою жизнь и как он умер, душа может быть либо светлой, либо темной. Светлые души безобидны, темные настроены агрессивно по отношению к людям и причиняют им вред. Для защиты человечества от темных душ существует Братство стражей - людей, наделенных способностью видеть души и взаимодействовать с ними, и обладающих артефактным оружием, кинжалами, которые позволяют окончательно отправить душу на тот свет. К Братству принадлежит Людвиг ван Нормайен, главный герой цикла, с Братством и их кинжалами связана главная сюжетная линия;
- цикл "Страж" - первое произведение Пехова, которое я прочел. Читается очень легко и очень быстро. В первую очередь потому, что автор обладает чувством меры. Никаких тяжеловесных описаний, никаких выяснений отношений между героями или размышлений продолжительностью в надцать страниц. Несмотря на то, что боевых эпизодов в книгах предостаточно, раздражающих подробностей запуска, полета и втыкания каждой стрелы здесь тоже нет. Читатель не успевает заскучать. И чрезмерного натурализма нет, хотя сцен, которые можно было бы раскрасить тошнотворными подробностями, здесь тоже предостаточно. И постельной эквилибристики нет, несмотря на наличие романтической линии. Все в меру =)
- очень яркие и запоминающиеся персонажи. Главные - Людвиг, Гертруда, Проповедник, Пугало - само собой, но и второстепенные тоже. Стражи, законники из Ордена Праведности, клирики, воины, иные существа, обычные мирные граждане... Даже тот, кто появляется на пару сцен, не дольше, все равно запомнится какой-нибудь деталью. При этом среди них крайне мало тех, кто производит отталкивающее впечатление. Маркграф Валентин, разве что. Колдун Вальтер, конечно, мутная личность, но им так или иначе движет желание спасти человечество от преждевременного апокалипсиса. Законник Александр погибает слишком рано, так что обо всех его нелицеприятных деяниях мы узнаем уже после его смерти, а мертвый - он, вроде бы, уже и наказан за свои поступки. Ивойя, он же Темный Кузнец просто не воспринимается как злодей. С самого начала, задолго до того, как раскрывается его истинная сущность, понятно, что он - создание из иного мира, которое не мыслит человеческими категориями, и термины "добро/зло" к нему не слишком-то применимы;
- в "Страже" очень правильные церковники. Я привык к тому, что в фэнтези служители культа либо выступают в качестве антагонистов, либо откровенно карикатурны, и был приятно удивлен тем, что Пехов обошелся без таких штампов;
- возвращаясь к романтической линии Людвига и Гертруды - очень понравилось то, как она выписана. Спокойные устоявшиеся отношения двух человек, которые хорошо знают, чего хотят друг от друга и от этих отношений. Опять-таки, никаких штампов про любовь, причиняющую страдания обоим партнерам;
- то, к чему в итоге пришло повествование, меня сначала здорово удивило. Где-то с середины четвертой книги, когда тайны начали раскрываться одна за другой, было непрекращающееся ощущение "фигасе...". Потом, дочитав до конца, я начал думать: так ведь намеков в тексте с самого начала предостаточно рассыпано. Просто к концу они наконец-то сложились в единую картину. Но, в любом случае, за сюжетную интригу - десять из десяти. Несмотря на все намеки, про ангелов я даже не думал. Относительно Ивойи полагал, что он - могущественный демон, желающий открыть двери на Землю для своих сородичей, Рудольф вообще не вызывал размышлений о своей сути (появлялся-то он все больше на заднем плане), а про Пугало я думал, что оно каким-то образом связано с семьей Людвига, вплоть до того, что в него вселилась душа его покойной матери. На такие размышления меня натолкнул сон стража возле заброшенного монастыря из истории "Визаган";
- сцена финальной битвы просто потрясающая. Будь я почувствительнее, впору было бы расплакаться;
- и возвращаясь к авторскому чувству меры. Свободно можно было бы написать еще две-три книги продолжения - кончилась ли эпидемия юстирского пота, как в дальнейшем ладили Братство и Ордена Праведности, как сложилась судьба героев, что произошло с разными королевствами и княжествами. Но почему-то мне кажется, что такие продолжения не появятся. Главное сказано, об остальном пускай пишут фэны, если пожелают. Для постканонных фиков здесь широчайший простор;
- очень красивые обложки. Жаль, что иллюстраций к книгам так мало;
- цикл так и просится, чтобы его экранизировали в виде сериала или сделали по нему игру. Жаль только, что при попытке снять экранизацию на просторах бывшего СССР почти неизбежно выйдет какой-нибудь ётунский стыд. Не умеют у нас снимать фэнтези, ничего не поделаешь;
- а из всех тайн и интриг книги одна для меня все-таки осталась неразгаданной. Фабьен Клеменз - это один и тот же человек... ладно, один и тот же демон, перемещающийся между отделениями своей конторы в разных городах, или несколько разных демонов, только неотличимых друг от друга?