Писатель задумывает книжный цикл, киностудия снимает первую часть кинематографической многологии или первый сезон сериала. Им сопутствует удача, и у них получается живой мир, яркие персонажи, закрученный сюжет. Превосходный язык, отличные режиссура, операторская работа и игра актеров. Творение имеет успех, его обсуждают, о нем пишут, у него появляются фэны, которые с нетерпением ждут продолжения. Продолжение выходит. Оно может быть таким же удачным, может оказаться еще лучше, а может совсем не получиться. Кто-то доволен, кто-то нет, но все ждут продолжения продолжения. Ждут, что творцы исправят свои ошибки или наоборот, превзойдут свои достижения.
Потом ждут третьей части. Потом...
Продолжение...проходит энное количество лет. Количество книжных томов, фильмов или сериальных сезонов пошло на второй десяток. У сериала или кино давно другие режиссеры и пару раз произошел глобальный рекаст. Писателю сложнее всего - за него книгу дописывать никто не будет, приходится продолжать работу. Сюжет, некогда стройный и интригующий, оброс гроздьями побочных линий и новых персонажей, а пару раз вообще стал поперек самого себя. Не спасают ни визуальные красоты, ни владение словом. Актеры, ухитрившиеся остаться в строю с самого начала, играют, не скрывая отвращения. Книжные персонажи, кажется, вот-вот грустно скажут читателю: "вы не представляете, до какой степени нас задолбала эта тягомотина". Конца не видно. Тот, который планировался в самом начале, уже недостижим - история уехала куда-то совсем не туда. Творцы сами очень смутно представляют, что им делать со своим творением. Можно бросить все, оставив сагу незавершенной, или придумать какой-нибудь финал. Он почти наверняка окажется притянутым за уши и вызовет массу недовольства ("столько лет мы ждали ВОТ ЭТОГО ВОТ?! Они издеваются?!"), но, по крайней мере, поставит точку.
Фэны печально чешут в затылке, и думают: как же так? Ведь все хорошо начиналось, такой потенциал был. Почему все превратилось в такое уныние?
Ответ на этот вопрос найден давным-давно - из-за неумения вовремя останавливаться. От этого не застрахованы даже самые маститые и гениальные. Тем более, когда народ покупает, читает, смотрит и просит еще. Постфактум все горазды рассуждать, что можно было пять сезонов или три книги назад прикрыть лавочку, а пять сезонов или три книги назад закрытия лавочки никто не требовал.
Я, конечно, утрирую, и до вышеописанной печали доходит далеко не всегда. Но каждый из вас без труда вспомнит цикл, которому не мешало бы быть малость покороче. Или не малость, а существенно короче. Судя по многочисленным примерам, наилучший вариант для книг и полнометражных фильмов - это трилогия. Как раз по одной части на завязку, кульминацию и развязку =) Сериалы как правило остаются интересными сезонов пять-шесть. Ну а потом, если сеттинг и персонажи так всем нравятся, лучше уж новую историю про них сочинить, и не заниматься растягиванием резины.
Бывают случаи, когда даже сиквел оказывается лишним. Допустим, первую "Матрицу" некоторые (и я в том числе) считают абсолютно законченным произведением, которому последующие части только навредили. Многочисленные продолжения культовых хоррор-фильмов почти неизменно оказываются лишь бледной тенью своих прародителей (но их все равно зачем-то снимают).
А бывают случаи, когда цикл стал длинным, однако его создателям удается не превратить свое творение в сплошное непотребство. Это скорее исключения, чем правила, но они все же есть. Удается тогда, когда либо автор более-менее представляет, чем все должно закончиться, и старается придерживается избранной линии, либо когда цикл состоит из сюжетно завершенных историй - в таком случае, финальной легко можно сделать любую из них. Примеры вспоминаются в основном литературные =) В "Ведьмаке" удачны все шесть книг (недавний "Сезон гроз" - все-таки отдельное произведение), при этом "Владычица озера" - едва ли не самая лучшая. "Барраяр" как-то ухитрился не превратиться в пародию на самого себя. "Пир стервятников" и "Танец с драконами" уступают первым трем книгам "ПЛиО", однако там все равно есть что почитать.
А вам приходит на ум еще кто-нибудь из тех, кому удалось сохранить интерес читателей или зрителей на протяжении множества частей?
Асприн,Гленн Кук,Желязны,Брэд Райт,Стражинский.
"Файлы Дрездена" Батчера
Ещё, пожалуй, мир альтернативной европейской истории у Гэвриела Кея (с верховным божеством Джадом вместо классического христианства).
Всё эти серии, на мой взгляд, не ухудшаются.
У Кея в каждой из книг отдельная история, поэтому ощущения затянутости там не может возникнуть в принципе =) Вот если бы события "Львов Аль-Рассана" вместо одной книги растянулись бы на десять, с подробным описанием каждой битвы и всего произошедшего между гибелью Родриго Бельмонте и окончанием войны - это было бы печально. И очень хорошо, что автор этого делать не стал =)