воскресенье, 07 августа 2016
Далеко не все творческие союзы выдерживают проверку временем. Даже самые, на первый взгляд, крепкие. Кому-то может надоесть то, что коллеги по группе упорно не желают включать в новый альбом его гениальные вещи. Кто-то, проведя на сцене десять лет, начинает считать, что весь коллектив держится на нем, а никто этого не понимает, ему не оказывают должного уважения, не платят вдвое больший гонорар и не встают, когда он входит в гримерку. Коллективу могут надоесть постоянные запои одного из участников, поэтому ему сначала предложат пореже прогуливать репетиции и хотя бы изредка появляться в студии в трезвом виде, а потом предложат найти себе новое место работы. Наконец, всей группе может наскучить играть одно и то же на протяжении пятнадцати альбомов, а мнения о том, куда следует идти дальше, разделяются.
Итак, расставание произошло. Музыканты разошлись кто куда, сыграв прощальный концерт и выпустив в качестве последнего привета какой-нибудь сборник ранее не издававшихся песен. Или из группы выгнали возмутителя спокойствия. Или непризнанный гений ушел, сказав своим неблагодарным коллегам "счастливо оставаться".
Начинается самостоятельная творческая жизнь, и она внезапно оказывается иллюстрацией к известной поговорке "вместе тесно, а врозь скучно".
ПродолжениеНе берем случаи, когда уволенного/ушедшего оказалось легко заменить, предположим, что ушел фронтмен, на протяжении долгих лет олицетворявший группу, или композитор, писавший ощутимую часть материала. Коллектив находит нового. Новый не погружается в чад кутежа, не страдает звездной болезнью, приятен во всех отношениях и в общем-то талантлив. Но фэны его не принимают, вертят носом, пишут обидные отзывы на свежевышедший альбом и перестают посещать концерты.
Бывший фронтмен находит каких-нибудь молодых и перспективных музыкантов. Наконец-то дает себе полную свободу и начинает играть брутал-меренге-грув-краст с элементами би-боп-грайнда, о котором давно мечтал. Но негодяйские фэны оказываются не в состоянии оценить полет творческой мысли, вертят носом, пишут обидные отзывы на свежевышедший альбом, а на концертах упорно требуют исполнения вещей из репертуара его бывшей группы.
Каждый из участников распавшегося коллектива создает по самостоятельному проекту, где он царь и бог, открывает для себя новые горизонты, экспериментирует как хочет, соединяет викинг-метал с регги, а пауэр - с фьюнерал-думом. Угадайте, как реагирует на это аудитория? Правильно, аудитория вертит носом, пишет обидные отзывы на свежевышедший альбом, а на концертах требует исполнения вещей из репертуара ныне покойной группы.
Истории, когда коллектив относительно безболезненно пережил смену ключевого участника, или сольный проект музыканта оказался не менее успешным, чем группа, которую он покинул - это исключения, которые лишь подтверждают правило. В девяти случаях из десяти после расставания дела идут хуже у обеих сторон.
И тогда на горизонте начинает маячить волшебное слово "реюнион". Воссоединение, то есть. Народ в соцсетях и на форумах предлагает заканчивать маяться дурью и возвращаться друг к другу. Журналисты, расспросив о делах сольного проекта, непременно говорят: "это очень все бла-ародно, а вот как там насчет баб?" "сольники - это, конечно, очень круто, но все-таки сотрудничество с бывшими коллегами вы часом не планируете?". Менеджеры и звукозаписывающие компании подмигивают, намекая на большие реюниональные туры, контракты на выпуск новых альбомов и гонорары с большим количеством нулей.
Какое-то время музыканты, скрипя зубами, произносят в ответ фразы о пройденном этапе, перевернутой странице и невозможности войти дважды в одну реку. Некоторые так и не сдаются до самого конца творческой деятельности. Но гораздо больше тех, кто машет рукой и говорит: "фиг с вами, золотые рыбки. Я снова хочу ездить в большие туры, видеть полные залы и читать восторженные рецензии. И, черт побери, снова работать вместе с этими обалдуями я тоже хочу".
Факт воссоединения неизменно вызывает интерес у прессы и восторг у публики. А вот дальше тоже получается по-разному. Самые удачные реюнионы вы, наверное, и без меня назовете, но все-таки не откажу себе в удовольствии их перечислить =) Воссоединение Deep Purple в далеком 1984 году, возвращение Диккинсона и Смита в Iron Maiden, возвращение Хэлфорда в Judas Priest, воссоединение Black Sabbath в почти золотом составе. Из своего личного хит-парада я добавил бы возвращение Алекса Скольника в Testament, реанимацию Carcass, задумывавшуюся как несколько концертов с исполнение старого материала и переросшую в полноценное возобновление творческой деятельности, воссоединение Шмиера с Destruction, Obituary, со второй попытки все же вернувшихся на сцену, и реанимацию Gorguts.
Неудачных реюнионов рок-музыка тоже знает предостаточно. Accept в начале девяностых снова собрали классический состав с Удо, но продержались всего три года (второе их воссоединение оказалось куда более долговечным). Celtic Frost и Immortal, которые снова собрались, выпустили неплохие альбомы, а потом разругались вдребезги. Cynic, с которыми приключилась примерно такая же история. Масса некогда популярных глэм-роковых групп, которые вроде бы воссоединились, но в которых нет практически никого из оригинального состава: Slade без Нодди Холдера, две версии The Sweet, ни в одной из которых нет Брайана Конолли по причине смерти последнего, T. Rex без Марка Болана (по той же причине), The Glitter Band без самого Гари Глиттера...
Так что реюнион, при всей его заманчивости - это довольно-таки рискованная штука =) А как вы относитесь к подобным затеям, соратники? Стоит ли некогда расставшимся музыкантам пытаться дважды войти в одну реку? И, если да, то каким образом - собираться раз в год на каком-нибудь фестивале, чтобы порадовать народ старыми песнями, как Emperor или Ария со своими экс-участниками, или возвращаться к полноценной деятельности с гастролями и записью альбомов?
@темы:
Музыкальное