If we do withdraw, the horizon will seem to burn.
Недавно взялся за прочтение/просмотр вещи, о которой был наслышан, но все никак не мог поймать соответствующее настроение. "Christiane F. – Wir Kinder vom Bahnhof Zoo", она же "Я Кристина (Мы дети станции Цоо)", она же "Я, мои друзья и героин". Автобиография Кристианы Фельшеринов, девушки из Западного Берлина конца семидесятых, пережившей наркотическую зависимость. Решил почитать не только из-за темы веществ, но и из-за картин западногерманского "дна" - в отличие, к примеру, от многократно отображенного в искусстве "дна" британского или американского мне эта тема вообще не знакома, а интересно же.
Вещества, underage и Дэвид Боуи![source: imgur.com](https://i.imgur.com/pBKTOBkm.jpg)
История Кристианы напоминает множество историй, происходивших с другими людьми, в другое время и в других местах, но похожих как две капли воды. Неблагополучный район, мать, после развода поглощенная сложными отношениями со своим новым возлюбленным, неинтересная школа и безразличные учителя, одноклассники - тупая гопота, кругом тоска, уныние и серость. Наполнить эту серость красками способны только вещества. Волна доступных наркотиков как раз докатилась до Западного Берлина, продают их на каждом углу по доступным ценам и Кристиана за пару лет проделывает путь "гашиш - ЛСД и прочие галлюциногены - героин". Несовершенство окружающего мира резко отходит на второй план, потому что появляется более насущный вопрос: где взять денег, чтобы купить заветного белого порошка? Детлеф, бойфренд Кристианы, и их общие друзья находят простой источник заработка: продавать себя любителям молоденьких мальчиков. Кристиана сначала уверена, что она бы никогда, но дозы требуются все больше и чаще, денег, которые добывает Детлеф, на двоих не хватает, так что вскоре выясняется, что в любителях молоденьких девочек нет ничего страшного. К середине книги героиня оказывается на дне. Западноберлинское дно тех лет - вокзал Цоо, место спроса и предложения наркотиков и продажной любви. Кристиана барахтается на этом дне, периодически пытается всплыть, перестав колоться на неделю или несколько недель, срывается, снова падает и так по кругу. "Сделать клиента" - купить дозу - ширнуться - ненадолго погрузиться в эйфорию - снова отправится на поиски клиента, пока не начало ломать. Мать, отвлекшаяся от своих проблем и внезапно обнаружившая, что ее дочка давно и прочно сидит на игле, сначала пытается как-то ей помочь, потом опускает руки, осознав тщетность своих усилий. Клиники, сначала одна, затем другая, оказываются ненамного эффективнее самостоятельных попыток спрыгнуть. Друзья-подруги один за другим отправляются на тот свет, перед Кристианой неотвратимо маячит такая же перспектива, и единственный вопрос, который возникает у читателя ближе к концу книги - как же ей все-таки удалось выжить?
Рецепт спасения оказывается прост: мама после трехлетнего кошмара понимает, что девочка скоро умрет, хватает Кристиану в охапку и увозит к родственникам в глухую деревню под Гамбургом. До провинции вещества еще не добрались. Там Кристиане наконец-то удается начать жизнь без героина и прийти к выводу, что мир, конечно, уныл и скучен, но если будешь бороться с унынием и скукой путем употребления всякой дряни внутривенно, то скоро умрешь.
В общем, как можно догадаться по содержанию, книга тяжеленькая. Ужас не нагнетается и грязь не смакуется, наоборот, Кристиана описывает различные неприятные эпизоды как нечто само собой разумеющееся при жизни на дне, но их концентрация настолько велика, что они давят безо всяких нагнетания и смакования. Впечатление усиливают вставленные в книгу отрывки из интервью с матерью Кристианы, работниками клубов, в которых зависала берлинская молодежь и которые стали первыми источниками распространения дури, с полицейской из подразделения по борьбе с наркотиками и другими людьми, так или иначе соприкасавшимися с темой. Атмосфера просто беспросветная. Западноберлинское общество конца семидесятых спасовало перед массовой наркотизацией молодежи почти так же, как наше десятью годами позже.
Пока читал, никак не мог определиться со своим отношением к Кристиане. Она девочка неглупая, обаятельная и красивая (фото в приложениях к книге не дадут соврать). У нее есть черточки, которые если не вызывают умиление, то заставляют улыбнуться и подумать: какое же она еще, в сущности, дитё в хорошем смысле этого слова. Она любит своего Детлефа настолько искренне и чисто, насколько искренней и чистой вообще может быть любовь в четырнадцать лет. Она очень привязана ко всякой живности и очень трогательно о ней заботится. Но неглупая, обаятельная и красивая девочка сознательно разрушает собственную жизнь. Она прекрасно видит, чем заканчивается близкое знакомство с героином; знакомые, сидящие на игле, убеждают ее не следовать своему примеру, но она все равно делает свой выбор - лучше смерть, чем скука. "Так что, короче говоря, никакой злой наркоман или дилер не сажал меня - бедную девочку - на иглу, как об этом обычно пишут в газетах. Вообще, я практически не знаю, кого бы заразили против его воли. Большинство молодых людей сами приходят к героину - когда созреют. Так было и со мной..." Чувства к Детлефу нисколько не мешают ей продавать себя - это ведь просто работа. Трогательная забота о живности удивительным образом сочетается с эгоизмом по отношению к матери, одному из немногих людей, которые ее по-настоящему любят. Противоречивая она личность. Одно можно сказать точно - отторжения или неприязни Кристиана не вызывает, скорее досаду.
Книга произвела фурор. Люди не очень-то интересовались изнанкой жизни собственного города, а здесь им эту изнанку продемонстрировали во всей ее неприглядности, равно как и масштабы рспространения наркотиков среди подрастающего поколения. Учитывая общественный резонанс, экранизация не заставила себя долго ждать. Снял ее Ули Эдель ("Распутина" с Аланом Рикманом и Иэном Маккелленом, и двухсерийное "Кольцо Нибелунгов" 2004 года с Кристианной Локен в роли Брюнхильды видели? Это тоже его фильмы).
![source: imgur.com](https://i.imgur.com/RnrSF6um.jpg)
Среди отзывов людей, смотревших фильм после прочтения книги, нередко встречается мнение, что он уступает первоисточнику, поскольку многие эпизоды остались за кадром. Действительно, многое на экран не попало хотя бы в силу ограниченности хронометража фильма, но на мой взгляд достойно сожаления только отсутствие двух моментов. Во-первых, в фильме начисто отсутствует детство Кристианы, отношения между родителями, семейные разборки, отношения со сверстниками и то, что до первого похода на дискотеку "Sound" и первого опыта с ЛСД она уже во всю покуривала гашиш. Это несколько меняет восприятие ее образа. Во-вторых, мать Кристианы исчезает из сюжета после ее первой попытки самостоятельно слезть с иглы и только упоминается в самом конце, а в книге с ней еще очень много всего связано. Подробный пересказ героиновых похождений, как по мне, и не требуется, все ключевые события показаны, и самое главное - путь Кристианы от миловидной девочки в начале до трясущегося полутрупа к финалу.
С юными актерами более чем угадали, в особенности с Натей Брукхорст, исполнительницей главной роли. Беспросветная атмосфера передана целиком и полностью, тем более, что фильм снимался почти сразу после книжных событий, в тех самых местах, где эти события происходили, в эпизодах засветились реальные обитатели вокзала Цоо. При чтении книги, если вы не обладаете живым воображением или просто не хотите визуализировать всяческую жесть, можно слишком не задумываться, как эта жесть выглядит, а с экрана вам ее покажут подробно. Тоже без смакования, но все равно натуралистично. Поэтому фильм способен отправить настроение в бог знает какие бездны практически с гарантией.
Отдельная тема - саундтрек. Берлинская молодежь тех лет вся поголовно фанатела по Дэвиду Боуи, Кристиана не была исключением, поэтому естественно, что в фильме, как и в книге, важное место занимает ее поход на концерт, Боуи появляется в роли самого себя, а саундтрек состоит из его композиций. Настроение песен меняется по мере погружения Кристианы на дно: от бесшабашной "Heroes" до гнетущей "Warszawa".
Еще следует сказать пару слов о том, что было дальше. Фурор, произведенный книгой и фильмом, в одночасье сделал Кристиану известной и сыграл с ней злую шутку. Она завела знакомство с кучей интересных людей от своего кумира Боуи до только-только сделавших первые музыкальные шаги Einstürzende Neubauten, сама немного позанималась музыкой на стыке панка, индастриала и нойза, снялась в совершенно мозгоразрывающем киберпанковском фильме "Декодер" и вообще жизнь ее никак нельзя было назвать скучной. Но вращение в среде творческих людей, как вы понимаете, не способствует разрыву с веществами, поэтому максимум, что у нее получилось - это "скажи наркотикам "иногда". Но она по сей день жива, хотя и не может похвастаться крепким здоровьем. Ведет тихую жизнь в Берлине, изредка появляется на ТВ. Повышенного внимания к своей персоне не любит. Четыре года назад выпустила еще одну книгу о том, что с ней было в восьмидесятые-девяностые. Книгу эту неравнодушные товарищи начинали переводить на русский, но не закончили - есть только отдельные фрагменты. А жаль, потому что она, судя по этим фрагментам, даже поинтереснее наркотических историй времен вокзала Цоо.
Вещества, underage и Дэвид Боуи
![source: imgur.com](https://i.imgur.com/pBKTOBkm.jpg)
История Кристианы напоминает множество историй, происходивших с другими людьми, в другое время и в других местах, но похожих как две капли воды. Неблагополучный район, мать, после развода поглощенная сложными отношениями со своим новым возлюбленным, неинтересная школа и безразличные учителя, одноклассники - тупая гопота, кругом тоска, уныние и серость. Наполнить эту серость красками способны только вещества. Волна доступных наркотиков как раз докатилась до Западного Берлина, продают их на каждом углу по доступным ценам и Кристиана за пару лет проделывает путь "гашиш - ЛСД и прочие галлюциногены - героин". Несовершенство окружающего мира резко отходит на второй план, потому что появляется более насущный вопрос: где взять денег, чтобы купить заветного белого порошка? Детлеф, бойфренд Кристианы, и их общие друзья находят простой источник заработка: продавать себя любителям молоденьких мальчиков. Кристиана сначала уверена, что она бы никогда, но дозы требуются все больше и чаще, денег, которые добывает Детлеф, на двоих не хватает, так что вскоре выясняется, что в любителях молоденьких девочек нет ничего страшного. К середине книги героиня оказывается на дне. Западноберлинское дно тех лет - вокзал Цоо, место спроса и предложения наркотиков и продажной любви. Кристиана барахтается на этом дне, периодически пытается всплыть, перестав колоться на неделю или несколько недель, срывается, снова падает и так по кругу. "Сделать клиента" - купить дозу - ширнуться - ненадолго погрузиться в эйфорию - снова отправится на поиски клиента, пока не начало ломать. Мать, отвлекшаяся от своих проблем и внезапно обнаружившая, что ее дочка давно и прочно сидит на игле, сначала пытается как-то ей помочь, потом опускает руки, осознав тщетность своих усилий. Клиники, сначала одна, затем другая, оказываются ненамного эффективнее самостоятельных попыток спрыгнуть. Друзья-подруги один за другим отправляются на тот свет, перед Кристианой неотвратимо маячит такая же перспектива, и единственный вопрос, который возникает у читателя ближе к концу книги - как же ей все-таки удалось выжить?
Рецепт спасения оказывается прост: мама после трехлетнего кошмара понимает, что девочка скоро умрет, хватает Кристиану в охапку и увозит к родственникам в глухую деревню под Гамбургом. До провинции вещества еще не добрались. Там Кристиане наконец-то удается начать жизнь без героина и прийти к выводу, что мир, конечно, уныл и скучен, но если будешь бороться с унынием и скукой путем употребления всякой дряни внутривенно, то скоро умрешь.
В общем, как можно догадаться по содержанию, книга тяжеленькая. Ужас не нагнетается и грязь не смакуется, наоборот, Кристиана описывает различные неприятные эпизоды как нечто само собой разумеющееся при жизни на дне, но их концентрация настолько велика, что они давят безо всяких нагнетания и смакования. Впечатление усиливают вставленные в книгу отрывки из интервью с матерью Кристианы, работниками клубов, в которых зависала берлинская молодежь и которые стали первыми источниками распространения дури, с полицейской из подразделения по борьбе с наркотиками и другими людьми, так или иначе соприкасавшимися с темой. Атмосфера просто беспросветная. Западноберлинское общество конца семидесятых спасовало перед массовой наркотизацией молодежи почти так же, как наше десятью годами позже.
Пока читал, никак не мог определиться со своим отношением к Кристиане. Она девочка неглупая, обаятельная и красивая (фото в приложениях к книге не дадут соврать). У нее есть черточки, которые если не вызывают умиление, то заставляют улыбнуться и подумать: какое же она еще, в сущности, дитё в хорошем смысле этого слова. Она любит своего Детлефа настолько искренне и чисто, насколько искренней и чистой вообще может быть любовь в четырнадцать лет. Она очень привязана ко всякой живности и очень трогательно о ней заботится. Но неглупая, обаятельная и красивая девочка сознательно разрушает собственную жизнь. Она прекрасно видит, чем заканчивается близкое знакомство с героином; знакомые, сидящие на игле, убеждают ее не следовать своему примеру, но она все равно делает свой выбор - лучше смерть, чем скука. "Так что, короче говоря, никакой злой наркоман или дилер не сажал меня - бедную девочку - на иглу, как об этом обычно пишут в газетах. Вообще, я практически не знаю, кого бы заразили против его воли. Большинство молодых людей сами приходят к героину - когда созреют. Так было и со мной..." Чувства к Детлефу нисколько не мешают ей продавать себя - это ведь просто работа. Трогательная забота о живности удивительным образом сочетается с эгоизмом по отношению к матери, одному из немногих людей, которые ее по-настоящему любят. Противоречивая она личность. Одно можно сказать точно - отторжения или неприязни Кристиана не вызывает, скорее досаду.
Книга произвела фурор. Люди не очень-то интересовались изнанкой жизни собственного города, а здесь им эту изнанку продемонстрировали во всей ее неприглядности, равно как и масштабы рспространения наркотиков среди подрастающего поколения. Учитывая общественный резонанс, экранизация не заставила себя долго ждать. Снял ее Ули Эдель ("Распутина" с Аланом Рикманом и Иэном Маккелленом, и двухсерийное "Кольцо Нибелунгов" 2004 года с Кристианной Локен в роли Брюнхильды видели? Это тоже его фильмы).
![source: imgur.com](https://i.imgur.com/RnrSF6um.jpg)
Среди отзывов людей, смотревших фильм после прочтения книги, нередко встречается мнение, что он уступает первоисточнику, поскольку многие эпизоды остались за кадром. Действительно, многое на экран не попало хотя бы в силу ограниченности хронометража фильма, но на мой взгляд достойно сожаления только отсутствие двух моментов. Во-первых, в фильме начисто отсутствует детство Кристианы, отношения между родителями, семейные разборки, отношения со сверстниками и то, что до первого похода на дискотеку "Sound" и первого опыта с ЛСД она уже во всю покуривала гашиш. Это несколько меняет восприятие ее образа. Во-вторых, мать Кристианы исчезает из сюжета после ее первой попытки самостоятельно слезть с иглы и только упоминается в самом конце, а в книге с ней еще очень много всего связано. Подробный пересказ героиновых похождений, как по мне, и не требуется, все ключевые события показаны, и самое главное - путь Кристианы от миловидной девочки в начале до трясущегося полутрупа к финалу.
С юными актерами более чем угадали, в особенности с Натей Брукхорст, исполнительницей главной роли. Беспросветная атмосфера передана целиком и полностью, тем более, что фильм снимался почти сразу после книжных событий, в тех самых местах, где эти события происходили, в эпизодах засветились реальные обитатели вокзала Цоо. При чтении книги, если вы не обладаете живым воображением или просто не хотите визуализировать всяческую жесть, можно слишком не задумываться, как эта жесть выглядит, а с экрана вам ее покажут подробно. Тоже без смакования, но все равно натуралистично. Поэтому фильм способен отправить настроение в бог знает какие бездны практически с гарантией.
Отдельная тема - саундтрек. Берлинская молодежь тех лет вся поголовно фанатела по Дэвиду Боуи, Кристиана не была исключением, поэтому естественно, что в фильме, как и в книге, важное место занимает ее поход на концерт, Боуи появляется в роли самого себя, а саундтрек состоит из его композиций. Настроение песен меняется по мере погружения Кристианы на дно: от бесшабашной "Heroes" до гнетущей "Warszawa".
Еще следует сказать пару слов о том, что было дальше. Фурор, произведенный книгой и фильмом, в одночасье сделал Кристиану известной и сыграл с ней злую шутку. Она завела знакомство с кучей интересных людей от своего кумира Боуи до только-только сделавших первые музыкальные шаги Einstürzende Neubauten, сама немного позанималась музыкой на стыке панка, индастриала и нойза, снялась в совершенно мозгоразрывающем киберпанковском фильме "Декодер" и вообще жизнь ее никак нельзя было назвать скучной. Но вращение в среде творческих людей, как вы понимаете, не способствует разрыву с веществами, поэтому максимум, что у нее получилось - это "скажи наркотикам "иногда". Но она по сей день жива, хотя и не может похвастаться крепким здоровьем. Ведет тихую жизнь в Берлине, изредка появляется на ТВ. Повышенного внимания к своей персоне не любит. Четыре года назад выпустила еще одну книгу о том, что с ней было в восьмидесятые-девяностые. Книгу эту неравнодушные товарищи начинали переводить на русский, но не закончили - есть только отдельные фрагменты. А жаль, потому что она, судя по этим фрагментам, даже поинтереснее наркотических историй времен вокзала Цоо.
@темы: Музыкальное, Десятая муза