If we do withdraw, the horizon will seem to burn.
"Легенда о Коловрате"
Россия, 2017
Режиссеры Джаник Файзиев и Иван Шурховецкий
![Legend](https://farm5.staticflickr.com/4697/40237567161_be7444fd9d_n.jpg)
К истории Евпатия Коловрата из "Повести о разорении Рязани Батыем" у меня особое отношение. Задолго до первоисточника, еще в детстве, я читал знаменитую трилогию Яна "Чингисхан" - "Батый" - "К последнему морю", и соответствующая часть "Батыя" мне жутко понравилась. После того, как монголы половину книги выносили защитников Руси в одну калитку, после тяжелых страниц с описанием гибели Рязани и Владимира, рассказ о том, как русичи наконец дают захватчикам сдачи читался с ощущением какого-то мрачного торжества =) Даже тот факт, что Коловрат и практически все его соратники в итоге сложились, не испортил впечатления - сложились-то героически, даже враги оценили. Поэтому фильма я ждал с интересом.
Создатели сразу заявили, что снимают фэнтези в исторической обертке, я, соответственно, сразу настроился на то, что историчность здесь будет условной, и у меня даже в мыслях не было плеваться от того, что не так там все было.
Что понравилось: сделано красиво. Даже очень красиво. Понятно, что хромакей, зеленый экран и чудеса компьютерной графики, но лучше уж чудеса компьютерной графики, нарисованная Рязань и нарисованные зимние пейзажи, чем нечто невразумительное, зато натуральное. Сделано увлекательно и динамично. Нет долгих эпизодов, во время которых по сути ничего не происходит.
Батальные сцены хорошо поставлены и хорошо сняты.
Враги не карикатурны - наоборот, Орда прямо-таки поражает своей грозной мощью. Оба главных антагониста вышли на славу, и Батый, и его военачальник, старый воин Хостоврул. Хотя профессионального историка, конечно, может хватить удар от эклектичности облика здешнего монгольского хана и его свиты =) В изображении наших тоже обошлись без излишней лубочности. Сам Коловрат ни разу не былинный богатырь, каким его зачастую рисуют-ваяют, но смотрится вполне органично. Его соратники не просто создают фон, среди них как минимум две запоминающихся личности - Каркун и знахарь. С кровью и жестокостью не переборщили. Да, война, да людей убивают, но никто не раскидывается своим внутренним миром прямо в камеру. И наконец, несмотря на то, что почти все главные герои канонично гибнут, нет ощущения несчастливого финала. Погибли, но стали примером, который вдохновит на подвиги живых.
Что не понравилось: как это часто бывает в кино с красивым визуалом, некоторые сценарные выверты вызывают ощущение сильнейшего "что за нафиг?". В первую очередь, это, конечно же, касается идеи с амнезией Коловрата. Не понял я глубины этого замысла. Ручной медведь отшельника Нестора - зачем накануне последней битвы монах отпустил своего чудо-зверя, который мог бы здорово помочь? Потому что его анимация в масштабной боевой сцене обошлась бы слишком дорого? Под появление детей перед той же битвой вроде бы обоснуй подвели, но они все равно выглядят роялем в кустах. Мужики из окрестных сел, пришедшие на помощь Коловрату, собирались с этими детьми по лесам партизанить? И, если уж есть дети, то куда в таком случае женщин дели? В общем, сценарий - не самая сильная сторона "Легенды". Но действие здесь разворачивается с такой скоростью, что обо всех этих "что за нафиг?" задумываешься уже после того, как начинаются титры =) И общее впечатление от фильма у меня сложилось положительное.
P.S. Википедия пишет, что на тему нашествия Батыя еще существует итальяно-югославское кино 1961 года под названием "Татары". Там против Орды среди лесов северо-восточной Руси сражаются вполне себе тру-викинги с соответствующим обликом и именами. Подумаешь, после Рюрика каких-то четыреста лет прошло. Это слишком мало для того, чтобы ассимилироваться среди славян =) Надо бы заценить при случае...
Россия, 2017
Режиссеры Джаник Файзиев и Иван Шурховецкий
![Legend](https://farm5.staticflickr.com/4697/40237567161_be7444fd9d_n.jpg)
К истории Евпатия Коловрата из "Повести о разорении Рязани Батыем" у меня особое отношение. Задолго до первоисточника, еще в детстве, я читал знаменитую трилогию Яна "Чингисхан" - "Батый" - "К последнему морю", и соответствующая часть "Батыя" мне жутко понравилась. После того, как монголы половину книги выносили защитников Руси в одну калитку, после тяжелых страниц с описанием гибели Рязани и Владимира, рассказ о том, как русичи наконец дают захватчикам сдачи читался с ощущением какого-то мрачного торжества =) Даже тот факт, что Коловрат и практически все его соратники в итоге сложились, не испортил впечатления - сложились-то героически, даже враги оценили. Поэтому фильма я ждал с интересом.
Создатели сразу заявили, что снимают фэнтези в исторической обертке, я, соответственно, сразу настроился на то, что историчность здесь будет условной, и у меня даже в мыслях не было плеваться от того, что не так там все было.
Что понравилось: сделано красиво. Даже очень красиво. Понятно, что хромакей, зеленый экран и чудеса компьютерной графики, но лучше уж чудеса компьютерной графики, нарисованная Рязань и нарисованные зимние пейзажи, чем нечто невразумительное, зато натуральное. Сделано увлекательно и динамично. Нет долгих эпизодов, во время которых по сути ничего не происходит.
Батальные сцены хорошо поставлены и хорошо сняты.
Враги не карикатурны - наоборот, Орда прямо-таки поражает своей грозной мощью. Оба главных антагониста вышли на славу, и Батый, и его военачальник, старый воин Хостоврул. Хотя профессионального историка, конечно, может хватить удар от эклектичности облика здешнего монгольского хана и его свиты =) В изображении наших тоже обошлись без излишней лубочности. Сам Коловрат ни разу не былинный богатырь, каким его зачастую рисуют-ваяют, но смотрится вполне органично. Его соратники не просто создают фон, среди них как минимум две запоминающихся личности - Каркун и знахарь. С кровью и жестокостью не переборщили. Да, война, да людей убивают, но никто не раскидывается своим внутренним миром прямо в камеру. И наконец, несмотря на то, что почти все главные герои канонично гибнут, нет ощущения несчастливого финала. Погибли, но стали примером, который вдохновит на подвиги живых.
Что не понравилось: как это часто бывает в кино с красивым визуалом, некоторые сценарные выверты вызывают ощущение сильнейшего "что за нафиг?". В первую очередь, это, конечно же, касается идеи с амнезией Коловрата. Не понял я глубины этого замысла. Ручной медведь отшельника Нестора - зачем накануне последней битвы монах отпустил своего чудо-зверя, который мог бы здорово помочь? Потому что его анимация в масштабной боевой сцене обошлась бы слишком дорого? Под появление детей перед той же битвой вроде бы обоснуй подвели, но они все равно выглядят роялем в кустах. Мужики из окрестных сел, пришедшие на помощь Коловрату, собирались с этими детьми по лесам партизанить? И, если уж есть дети, то куда в таком случае женщин дели? В общем, сценарий - не самая сильная сторона "Легенды". Но действие здесь разворачивается с такой скоростью, что обо всех этих "что за нафиг?" задумываешься уже после того, как начинаются титры =) И общее впечатление от фильма у меня сложилось положительное.
P.S. Википедия пишет, что на тему нашествия Батыя еще существует итальяно-югославское кино 1961 года под названием "Татары". Там против Орды среди лесов северо-восточной Руси сражаются вполне себе тру-викинги с соответствующим обликом и именами. Подумаешь, после Рюрика каких-то четыреста лет прошло. Это слишком мало для того, чтобы ассимилироваться среди славян =) Надо бы заценить при случае...
Как показывает опыт, чем больше создатели того или иного фильма претендуют на историческую достоверность, тем больше вероятность того, что у них выйдет нечто, даже приблизительно не напоминающее первоисточник =)