If we do withdraw, the horizon will seem to burn.
По случаю недавнего выхода нового "Носферату" от Роберта Эггерса, решил устроить небольшой ретроспективный просмотр "Носферату" предыдущих, и начал, как положено, с самого начала - немого фильма 1922 года.

"Носферату, симфония ужаса" ("Nosferatu – Eine Symphonie des Grauens")
Германия, 1922
Режиссер Фридрих Мурнау



"Носферату" - по сути вольная экранизация главной вампирской литературной классики всех времен и народов, "Дракулы" Брэма Стокера, только с заменой Великобритании на Германию и соотвествующим переименованием героев. По одной версии, сделано это было для того, чтобы история лучше воспринималась немецкими зрителями, по другой - чтобы избежать проблем с авторскими правами, владельцы которых не дали разрешения на экранизацию. Не берусь судить об успешности первого, а со вторым получилось не очень, наследники Стокера все равно создателей фильма по судам затаскали.
Итак, 1838 год, вымышленный немецкий город Висборг (такой собирательный образ германских портовых городов), где живет молодой агент по недвижимости Томас Хуттер с красавицей-женой Элен. Хозяин конторы, в которой работает Хуттер, сообщает ему, что некий граф Орлок из Трансильвании желает приобрести дом в Висборе, и отправляет к графу для обсуждения условий сделки и подписания договора. Попрощавшись с супругой, Хуттер отправляется в путь. Почти добравшись до места, Томас внезапно обнаруживает, что местных крестьян бросает в дрожь при одном упоминании графа Орлока и его замка. Они наотрез отказываются везти гостя туда, и Хуттера заберет присланный из замка странный экипаж со странным зловещим кучером. И очень скоро окажется, что весь этот визит к графу был очень плохой затеей...
Фильм знают, прежде всего, благодаря Максу Шреку, сыгравшему графа Орлока. Если классический киношный Дракула тридцатых в исполнении Белы Лугоши и классический киношный Дракула пятидесятых-семидесятых в исполнении Кристофера Ли были холодными, подчеркнуто вежливыми и невозмутимыми красавцами-аристократами, и все последующие Дракулы в кино так или иначе восходят к их образам, то граф Орлок Макса Шрека - натуральный упырь из средневековых легенд, что внешне (острые оттопыренные уши на втянутой в плечи лысой голове, немигающие глаза и здоровенные хищные когти прилагаются), что по повадкам (даже когда он пытается быть с Хуттером учтивым, кажется, будто только и выжидает момента, чтобы набросится на жертву). И сцены с его участием заслуженно делают "Носферату" классикой хоррора времен немого кино: даже современному зрителю будет не по себе от эпизодов, в которых вампир расправляется с командой корабля, идущего в Висборг, или пьет кровь спящей Элизабет. Главный же недостаток картины в том, что сцены, делающие фильм ужасов собственно фильмом ужасов - относительно небольшая часть экранного времени. Гораздо больше места отведено сначала дороге Хуттера в Трансильванию, а потом его попыткам сбежать из замка и добраться домой, ночным кошмарам и лунатизму Элен, сумасшествию владельца конторы, торгующей недвижимостью, панике в Висмаре, когда Орлок добирается до города и начинает истреблять его жителей, а сами горожане принимают это за эпидемию чумы. Вроде бы на экране что-то постоянно происходит (как и многие немые фильмы, "Носферату" насыщен действием), но смотреть на это довольно скучно. События есть, динамики нет, и полтора часа хронометража субъективно воспринимаются как все два с половиной. Ну и да, характерная для кинематографа той эпохи актерская игра с гипертрофированными эмоциями, избытком мимики и жестов почти наверняка покажется современному зрителю сильным переигрыванием - это касается всех персонажей за исключением подчеркнуто медлительного Орлока.
Еще следует сказать, что именно в "Носферату" впервые появилась идея губительности солнечного света для вампиров (у Брэма Стокера Дракула вполне себе свободно разгуливал по Лондону днем), а вот жертвы укусов здесь сами вампирами не становятся, они умирают, если у них выпили достаточно много крови.

@темы: Десятая муза, I vampiri tra noi