If we do withdraw, the horizon will seem to burn.
"Тень вампира" ("Shadow of the Vampire")
Великобритания, США, Люксембург, 2000
Режиссер Эдмунд Элиас Меридж
![source: imgur.com](https://i.imgur.com/1iTjPWZm.jpg)
В начале пятидесятых греческий режиссер Адонис Киру в своей книге "Сюрреализм в кино" написал о "Носферату" Фридриха Мурнау: "В титрах актер мюзик-холла Макс Шрек указан исполнителем роли вампира, но общеизвестно, что эта информация намеренно ложна. Никто так и не смог раскрыть личность этого выдающегося актера, чье блестящее лицо сделало его навсегда неузнаваемым. Кто скрывается за персонажем Носферату? Может ли это быть сам Носферату?".
Киру либо намеренно мистифицировал читателей, либо недостаточно хорошо знал историю немецкого кино двадцатых, потому что Макс Шрек - вполне реальный человек, помимо "Носферату" сыгравший еще почти в полусотне фильмов и множестве театральных спектаклей (правда, граф Орлок так и остался самой известной его ролью), но легенда о том, что в роли вампира Мурнау снял реального вампира, действительно имела место быть, причем родилась она чуть ли не сразу после выхода "Носферату". На ней и основан сюжет "Тени вампира": это фильм о том, как Фридрих Мурнау со своей сьемочной группой создает картину, которой суждено войти в историю кинематографа, пригласив на роль графа Орлока настоящего вампира, отысканного где-то в карпатской глуши. Снял его Элиас Меридж, в активе которого до этого были только короткометражки и экспериментальный фильм "Порожденный" - абсолютно негуманный по отношению к массовому зрителю сюр а-ля очень ранний Линч или очень ранний Бунюэль. Но здесь никакого сюрреализма и символизма нет, начинается все вообще как эдакая черная комедия - кинематографистам, делающим художественный фильм о съемках художественного фильма, часто свойственна самоирония. Мурнау в блестящем исполнении Джона Малковича - безумный гений, одержимый своей профессией и желанием создать великое кино, который похож одновременно и на собственно режиссера, и на ученого (не зря группа называет его "герр доктор"). Эксцентричное и крайне эмоциональное поведение на сьемочной площадке идут в комплекте.
Шрек в столь же блестящем исполнении Уильяма Дефо, всем своим поведением, кажется, пародирует образ графа Орлока и вообще вампиров из старого хоррора: от мимики и движений до сцен, в которых он с пафосом декламирует печальные стихи о неизбежном увядании всего живого или рассуждает о том, что после прочтения "Дракулы" Брэма Стокера ему было жаль графа, вынужденного во время пребывания Джонатана Харкера в его замке выступать для него в роли повара и слуги, причем так, чтобы гость этого не заметил. Мурнау рассказывает, что Шрек будет появляться на съемочной площадке исключительно в вампирском образе, потому что вживается в роль по системе Станиславского, и вся группа ему безусловно верит. Более того, Шреку-Орлоку тоже все верят; даже когда вампир на глазах у сценариста и продюсера ловит летучую мышь и подкрепляется ее кровью, они восхищаются тому, с какой самоотдачей тот подходит к актерскому ремеслу.
Но, чем дольше длятся съемки, тем больше "Тень вампира" перерастает в хоррор. Выясняется, что Мурнау пообщал вампиру за роль в своем фильме возможность напиться крови Греты Шредер, исполняющей в "Носферату" роль Элен. И страшного на экране становится гораздо больше, чем смешного. В финале Шрек-Орлок, при работе над завершающими сценами фильма, запирает часть сьемочной группы во главе с режиссером в павильоне, куда не проникает солнце, твердо намеренный выпить кровь не только у Греты Шредер, но и у всех остальных. Он укусит актрису, прикончит продюсера и оператора, а Мурнау, словно одержимый, будет продолжать фиксировать все происходящее на кинокамеру, пока остальная съемочная группа не взломает двери и не пустит в павильон солнечный свет, уничтожив вампира. Черная комедия в итоге становится рассказом об одержимости и размышлением о том, на что творец готов пойти ради своего творения.
Великобритания, США, Люксембург, 2000
Режиссер Эдмунд Элиас Меридж
![source: imgur.com](https://i.imgur.com/1iTjPWZm.jpg)
В начале пятидесятых греческий режиссер Адонис Киру в своей книге "Сюрреализм в кино" написал о "Носферату" Фридриха Мурнау: "В титрах актер мюзик-холла Макс Шрек указан исполнителем роли вампира, но общеизвестно, что эта информация намеренно ложна. Никто так и не смог раскрыть личность этого выдающегося актера, чье блестящее лицо сделало его навсегда неузнаваемым. Кто скрывается за персонажем Носферату? Может ли это быть сам Носферату?".
Киру либо намеренно мистифицировал читателей, либо недостаточно хорошо знал историю немецкого кино двадцатых, потому что Макс Шрек - вполне реальный человек, помимо "Носферату" сыгравший еще почти в полусотне фильмов и множестве театральных спектаклей (правда, граф Орлок так и остался самой известной его ролью), но легенда о том, что в роли вампира Мурнау снял реального вампира, действительно имела место быть, причем родилась она чуть ли не сразу после выхода "Носферату". На ней и основан сюжет "Тени вампира": это фильм о том, как Фридрих Мурнау со своей сьемочной группой создает картину, которой суждено войти в историю кинематографа, пригласив на роль графа Орлока настоящего вампира, отысканного где-то в карпатской глуши. Снял его Элиас Меридж, в активе которого до этого были только короткометражки и экспериментальный фильм "Порожденный" - абсолютно негуманный по отношению к массовому зрителю сюр а-ля очень ранний Линч или очень ранний Бунюэль. Но здесь никакого сюрреализма и символизма нет, начинается все вообще как эдакая черная комедия - кинематографистам, делающим художественный фильм о съемках художественного фильма, часто свойственна самоирония. Мурнау в блестящем исполнении Джона Малковича - безумный гений, одержимый своей профессией и желанием создать великое кино, который похож одновременно и на собственно режиссера, и на ученого (не зря группа называет его "герр доктор"). Эксцентричное и крайне эмоциональное поведение на сьемочной площадке идут в комплекте.
Шрек в столь же блестящем исполнении Уильяма Дефо, всем своим поведением, кажется, пародирует образ графа Орлока и вообще вампиров из старого хоррора: от мимики и движений до сцен, в которых он с пафосом декламирует печальные стихи о неизбежном увядании всего живого или рассуждает о том, что после прочтения "Дракулы" Брэма Стокера ему было жаль графа, вынужденного во время пребывания Джонатана Харкера в его замке выступать для него в роли повара и слуги, причем так, чтобы гость этого не заметил. Мурнау рассказывает, что Шрек будет появляться на съемочной площадке исключительно в вампирском образе, потому что вживается в роль по системе Станиславского, и вся группа ему безусловно верит. Более того, Шреку-Орлоку тоже все верят; даже когда вампир на глазах у сценариста и продюсера ловит летучую мышь и подкрепляется ее кровью, они восхищаются тому, с какой самоотдачей тот подходит к актерскому ремеслу.
Но, чем дольше длятся съемки, тем больше "Тень вампира" перерастает в хоррор. Выясняется, что Мурнау пообщал вампиру за роль в своем фильме возможность напиться крови Греты Шредер, исполняющей в "Носферату" роль Элен. И страшного на экране становится гораздо больше, чем смешного. В финале Шрек-Орлок, при работе над завершающими сценами фильма, запирает часть сьемочной группы во главе с режиссером в павильоне, куда не проникает солнце, твердо намеренный выпить кровь не только у Греты Шредер, но и у всех остальных. Он укусит актрису, прикончит продюсера и оператора, а Мурнау, словно одержимый, будет продолжать фиксировать все происходящее на кинокамеру, пока остальная съемочная группа не взломает двери и не пустит в павильон солнечный свет, уничтожив вампира. Черная комедия в итоге становится рассказом об одержимости и размышлением о том, на что творец готов пойти ради своего творения.