Первая часть, про Neo-Destruction, здесь.
Вторая часть, про Sodom здесь.
Третья часть, про Slayer, здесь.
Часть 4.1, про альбомы Kreator первой половины девяностых, здесь.
Часть 4.2, про альбомы Kreator второй половины девяностых, здесь.
Для американского трэша восьмидесятых Metallica была первой среди равных: никто другой из коллег по цеху не мог похвастаться такими продажами альбомов, количеством концертов и, соответственно, популярностью. К концу десятилетия металлическая общественность почитала их едва ли не за полубогов. И кризис жанра Металлика тоже испытала первой, причем в те времена, когда все остальные еще преспокойно играли в привычном стиле, не ощущая никакой нехватки идей и не помышляя ни о каких экспериментах.
Если вспомнить металликовскую классику, то от альбома к альбому у них будет заметна тенденция не "выше, быстрее, сильнее", как у Kreator или Sodom, допустим, а "выше, длиннее, сложнее". От лихих и простых как три копейки боевиков времен "Kill 'em All" к длиннейшим полотнам "...And Justice For All" со сменами ритма и темпа по нескольку раз за песню, с нестандартными размерами, с гитарными арпеджио и прочими чудесами. Но, когда начались гастроли в поддержку альбома, выяснилось, что играть все эти чудеса вживую не так-то просто. И публике живьем девятиминутные песни не очень-то заходят. К концу тура эпичность, сложность и прогрессивность надоели музыкантам хуже горькой редьки. Демонстрировать свой уровень владения инструментами и усложняться дальше расхотелось, захотелось простоты.
Metallica сделали резкий шаг в сторону. Для работы над новым альбомом, оставленным без названия и известным либо как просто "Metallica", либо как "The Black Album", по цвету обложки, позвали в качестве продюсера Боба Рока, до этого записывавшего Aerosmith, Motley Crew и Bon Jovi, и никогда не забиравшегося в экстремальные металлические дебри. Поменяли звучание, поменяли подход к сочинительству: вместо масштабных полотен с кучей разных риффов и мелодий, песни, способные донести до слушателя мысль за пару минут, вместо остросоциальных текстов - личные темы, а вместо трэша - старый добрый хард-н-хэви, замешанный на классике семидесятых. С точки зрения простого слушателя, перемены оказались попаданием в десятку. Здесь куча хитов на все времена, причем хитов не в металлическом, а именно в общемузыкальном смысле слова: найдите человека старше тридцати лет, который ни разу не слышал "Enter Sandman", "The Unforgiven" или "Nothing Else Matters". Этот альбом прост и доходчив, как все гениальное, и способен понравиться даже слушателю, совершенно далекому от тяжелой музыки. Неудивительно, что продажи его скакнули до небес, а популярность группы вышла далеко за пределы металлической аудитории. И неудивительно, что это оттолкнуло от группы часть ее фэнов: "Металлика превратилась в мейнстрим, ее слушают все подряд, она звучит из каждого утюга!".
"Черный альбом" - по сей день самая известная и продаваемая работа Металлики, равно как и вызвавшая наибольшую полемику. Его считают либо великолепным, либо ужасным. Считающих великолепным, естественно, гораздо больше.
Тур в поддержку "Черного альбома" продлился целых два с половиной года, с ним группа забралась даже в Новую Зеландию, Тайланд и на Филиппины. Пока Metallica гастролировала, кризис неотвратимо догнал их коллег, которые ударились кто в грув, кто в панкуху, кто в дэс, а кто-то вообще разошелся. Трэш-метал лежал мертвее мертвого. Поэтому было бы странным ожидать, что на этом фоне Метла вдруг возьмет да и тряхнет стариной, записав продолжение "Master Of Puppets", но направление, в котором они двинулись, удивило всех: не закос под сверхпопулярную тогда Пантеру, не стремление сделать нечто среднее между "Черным альбомом" и своими работами восьмидесятых, а еще дальше в неметаллические стили. Блюз-рок, рок-н-ролл, американский "южный рок" а-ля ZZ-Top, фанк, кантри, немного новомодного гранджа... Если предыдущий полноформатник был поворотом градусов на девяносто, то дилогия "Load"/"ReLoad" (по сути это один альбом, сочинявшийся и записывавшийся одновременно, но выпущенный в двух частях с разницей в год) - на все сто восемьдесят. Кроме того, "Черный" практически целиком состоял из шлягеров, намертво заседающих в голове после первого прослушивания, на "Load"/"ReLoad" же материал по большей части не столь хитовый. Неудивительно, что народ плевался вовсю, а рассуждать о том, что "Металлика нынче не та" в металлических кругах стало признаком хорошего тона. Впрочем, "Лоад" все равно стал пятикратно платиновым, а "Релоад" - трижды платиновым. То есть, народ плевался, но покупал =)
Здесь мы подходим к вопросу, который наиболее ярко проявился именно с Metallica, и вокруг которого уже не одно десятилетие ломаются копья. Музыкантам надоело играть то, что от них привыкли слышать и за что их полюбили фэны. Как в таком случае им стоит поступать: продолжать механически делать альбом за альбомом в привычном стиле, потому что иначе аудитория не поймет, или играть то, что хочется, но непохожее на предыдущее творчество? Счастливы те, для кого этот вопрос никогда не возникал, как для AC/DC и Motorhead, десятилетиями спокойно нарезавших плюс-минус одно и то же, а как быть, если вопрос возник? Какой вариант ни выбери, все равно будут недовольные либо самоповтором, либо потерей привычного облика. Лично я в такой ситуации поддерживаю тех, кто выбрал играть то, что хочется. Творчество может быть каким угодно, только не скучным; вымученное же следование традициям и самокопирование приводят к тому, что оно становится именно скучным. А новый облик может оказаться ничуть не хуже старого. Так и альбомы Металлики середины девяностых: если почитать нынешние их обсуждения и рецензии, написанные уже с позиции сегодняшнего дня, то окажется, что подавляющее большинство их вполне благосклонны. Спустя четверть века публика наконец-то поняла, что это просто хорошая музыка, написанная и сыгранная с удовольствием. Хотя и совсем не трэш =) Кстати "ReLoad" нравится мне больше, хотя чисто логически в первую часть должен был войти более сильный материал. Просто в "Лоаде" преобладают блюзовая тягучесть и расслабленность, а в "РеЛоаде" - рок-н-ролльный задор, и это мне больше по душе.
Продолжение об альбоме каверов "Garage Inc.", концерте с симфоническим оркестром и еще одном резком повороте на "St. Anger", следует.