Продолжаем путешествовать по творчеству классиков трэша в девяностые годы, и сегодня у нас окончание главы про Metallica.

Первая часть, про Neo-Destruction, здесь.
Вторая часть, про Sodom здесь.
Третья часть, про Slayer, здесь.
Часть 4.1, про альбомы Kreator первой половины девяностых, здесь.
Часть 4.2, про альбомы Kreator второй половины девяностых, здесь.
Часть 5.1, про альбомы Metallica начала-середины девяностых, здесь.



Практически все музыканты во всех жанрах с незапамятных времен играют и записывают свои версии чужих песен - этим никого не удивишь. Но Metallica подошла к вопросу с размахом, после дилогии "Load"/"ReLoad" выпустив "Garage Inc.", целый двойной альбом каверов. На первом диске - вещи, записанные специально для него, на втором - все, что раньше выходило на различных синглах и миниках. Диапазон переигранных стилей и исполнителей был самый широчайший, от классики в лице Black Sabbath, Motorhead, Queen и Mercyful Fate до безвестных групп новой волны британского хэви, от трехаккордного панка до Боба Сигера и Ника Кейва - в общем, все, кем Металлика вдохновлялись в юности. Получилось по большей части удачно, как раз благодаря этому самому чувству "музыканты исполняют любимые песни своей юности". Причем степень удачности оказалась обратно пропорциональна известности оригинала - как минимум потому, что Metallica ко временам "Garage Inc." уже была куда профессиональнее тех самых панков и хэви-металистов начала восьмидесятых.
Поэтому "Гаражи" понравились практически всем, даже фэнам, который оказались не в восторге от "Лоадов"/"РеЛоадов".



Последовавший спустя год "S&M", концертник с симфоническим оркестром, тоже понравился практически всем - правильно подобранные песни, правильно сделанные аранжировки для оркестра, прекрасное исполнение. У меня была одна знакомая, любительница разнообразной симфы (Therion, Haggard, Nightwish и его многочисленные клоны), которая из всей Металлики вообще котировала исключительно "S&M" =)



Но не меньше, чем каверы и концертники, аудиторию интересовал вопрос, в каком же направлении дальше двинется группа? Песни, написанные специально для "S&M", и еще одна вещь, прозвучавшая в саундтреке очередной "Миссия невыполнима", походили на "Черный альбом" и "Лоад"/"РеЛоад": значило ли это, что стоит ожидать продолжения подобной линии? Наверное, если бы у Металлики дальше все шло спокойно и размеренно, то в начале нового тысячелетия мы снова услышали бы что-то в стиле старого хард-рока и блюза, однако история группы сделала резкий поворот. Ушел злосчастный Джейсон Ньюстед, отыгравший в коллективе тринадцать лет, но так и оставшийся вечным новичком, работа над новым альбомом шла из рук вон плохо, оставшиеся втроем Джеймс, Ларс и Кирк непрерывно цапались, то, что сочинялось, не нравилось им самим, и Метла одно время очень сильно напоминала труп. Дошло до того, что для спасения коллектива пришлось прибегнуть к помощи психологов и сеансам групповой терапии: документалка "Some Kind Of Monster" зафиксировала для истории те смутные времена. Впрочем, все кончилось хорошо, психологи сделали свое дело, металликовцы взяли себя в руки и решили, что лучше будет продолжить, чем разойтись кто куда, а там и новый басист сыскался, причем не какой-нибудь ноунейм, а Роб Трухильо, до этого игравший в Suicidal Tendences и у Оззи Осборна. И работа над альбомом, начатая заново, теперь пошла куда веселее. Накануне его выхода Ларс делал многозначительные намеки, что с блюзовой размеренностью, лиричностью и духом семидесятых покончено, теперь снова ждите тяжести, поэтому народ раскатал губу на возвращение к корням. Тем более, что начало двухтысячных вообще стало для классиков трэша эпохой воссоединений и возвращений к корням.
"St. Anger" вышел летом 2003 года. "И снова ахнула общественность" (с) Ильф и Петров. Ларс не обманул: на "Load"/"ReLoad" это было похоже мало. Однако на трэшевые дела восьмидесятых это было похоже еще меньше. Metallica рубанула нечто в духе Corrosion Of Conformity, Meshuggah, Machine Head и ультрамодного в те времена ню-метала, причем с нарочито сырым и грязным звуком. То есть, тяжести было выше крыши, но это оказалась, как говорят в интернетах, более другая тяжесть =) Так что наиболее распространенной реакцией фэнов стал широко раскрытый рот и немой вопрос в глазах: "Что это? Зачем это? Для кого это?". Я тоже сначала отреагировал подобным образом, хотя три песни - "Frantic", "St. Anger" и "Unnamed Feeling" - мне все-таки зашли.



Ответ на вопрос "Для кого это?" стал понятен довольно быстро. Это было, в первую очередь, для самих себя. Работа над "Святым гневом" позволила Металлике остаться единым целым, и вернула группе интерес к тяжелой музыке: на гастролях в поддержку альбома в сет-листах появились не столько песни с него, сколько те самые трэшевые дела восьмидесятых. А, играя их вживую, Метла постепенно вернула себе желание сочинять нечто подобное. Спустя еще пять лет, в 2008 году, возвращение к корням все-таки состоялось: "Death Magnetic" звучит как альбом, который Metallica могла бы выпустить после "Черного", если бы "Черный" так и остался единичным экспериментом.